Обещание РЖД запустить на всех без исключения столичных вокзалах беспроводной доступ в Интернет по Wi-Fi, разумеется, можно только приветствовать. Правда, технические моменты способны весьма существенно снизить эффект от этого внедрения.

Судя по официальному сообщению, размещенному на сайте РЖД, “зона покрытия бесплатного Wi-Fi охватит все объекты, расположенные на территории вокзальных комплексов Белорусского, Казанского, Киевского, Ленинградского, Павелецкого, Рижского, Савеловского и Ярославского вокзалов” начиная уже с 7 декабря. Пилотный проект бесплатной услуги Wi-Fi уже реализуется на Курском вокзале с 25 июня этого года.

В том случае, если Wi-Fi будет стабильно работать на вокзалах в бесплатном режиме, это будет одним из плюсов в извечном состязании железных дорог и авиакомпаний в погоне за пассажирами, которые передвигаются между мегаполисами: в большинстве столичных аэропортов доступ стоит от 180—200 руб. в час. Еще одним положительным моментом будет, скорее всего, снижение цен в привокзальных интернет-кафе, где час доступа во Всемирную паутину сейчас стоит никак не меньше тех же 150—200 руб. (цена довольно большая для города с развитой телекоммуникационной инфраструктурой, но у пользователей просто не было альтернативы). Очень возможно, что в статус Free на вокзалах переведут свои хотспоты и операторы мобильной связи (особенно “ВымпелКом” и МТС) — нет никакого смысла брать деньги с пользователей за то, что они могут найти бесплатно.

Правда, учитывая бурное развитие беспроводного мобильного Интернета, наличие Wi-Fi в ограниченной зоне залов ожидания (платформы, скорее всего, покрыты не будут) оставляет странное впечатление — он пригодится только гостям столицы в весьма ограниченном режиме. Для всех остальных пассажиров такой проект необходимо было делать как минимум года на три раньше. Скорее уж бесплатный Wi-Fi будет полезен на вокзалах в региональных центрах — во всяком случае, о такой возможности уже в 2010 г. заявляет начальник дирекции железнодорожных вокзалов Сергей Абрамов.

В РЖД не скрывают примерную оценку ситуации — “ожидается, что ежедневно услугой Wi-Fi будут пользоваться более 1,5 тыс. посетителей московских вокзалов”. Учитывая пропускную способность вокзалов в сотни тысяч пассажиров в день, это откровенно немного. Между тем оборудование вокзальных комплексов целой системой хотспотов будет стоить никак не меньше нескольких десятков миллионов рублей (с учетом прокладки линий связи, стоимости трафика и получения разрешительной документации). Каковы механизмы и сроки окупаемости этого проекта — неясно.

Туманной остается и стабильность предоставления подобного сервиса. Типовая скорость для пользователей там вряд ли поднимется выше 128 Кбит/с, что мало даже для VoIP-звонка. Никакого шифрования предаваемой информации, разумеется, не будет (так что не стоит через этот Wi-Fi передавать данные своей карты в платежный шлюз для оплаты билетов), а перезагрузка того или иного хотспота, которая время от времени требуется любому оборудованию, вряд ли будет проводиться в оперативном режиме.

Для сравнения отметим, что в столице достаточно много бесплатных точек Wi-Fi, хотя полноценной и общедоступной карты на этот счет на существует. Бесплатный доступ в Сеть можно найти в большинстве сетевых ресторанов, кофеен (“Кофемания”, “Кофе-Хаус”) и кафе быстрого обслуживания (McDonalds), а также в крупных торговых центрах (“Рамстор”, “Мега” и т. д.).

Вместе с этим ничего неизвестно о развитии проекта по предоставлению доступа в Сеть в поездах дальнего следования. На скоростных “Сапсанах” Wi-Fi будет “разлит” по всем вагонам (передача информации в Сеть и обратно будет осуществляться по спутниковому каналу доступа), а цена доступа будет, скорее всего, включена в стоимость билета. А вот остальные пассажиры пока такого варианта доступа в Сеть лишены, даже при поездке на фирменных поездах. Хотя, поставить несколько хотспотов, скажем, в вагоне-ресторане, где можно устроиться с ноутбуком, технической сложности не представляет.Впрочем, учитывая, что электронная регистрация на поезд до сих пор заключается в распечатке списка пассажиров на листочках бумаги, а совсем не в передаче этих данных в режиме online в носимые индустриальные терминалы проводников (которых у них просто нет), это неудивительно.