Во второй декаде ноября в Москве прошел очередной конгресс Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ) и состоялась международная выставка профессионального оборудования и технологий для теле-, радио- и интернет-вещания NATEXPO. Этот форум телевизионщиков, проводимый ежегодно, обычно позволяет достаточно точно определить состояние и важнейшие тренды медиарынка. Но нынешний конгресс, пожалуй, впервые ничего, кроме организационной неразберихи и растерянности основных участников рынка, не продемонстрировал.

Год назад в стране в преддверии больших работ по переходу от аналогового телевещания к цифровому было образовано сразу две телеассоциации — Ассоциация разработчиков и производителей аппаратуры телерадиовещания (АРПАТ) и “Цифровой альянс России”. Обе они благополучно пережили первый год своего существования, но похвастаться большими успехами вряд ли сумеют. Да и не только они. Министерство связи и массовых коммуникаций, например, оказалось не способно утвердить и начать проводить в жизнь Федеральную целевую программу (ФЦП) развития телерадиовещания в стране до 2015 г. и пока может “отчитаться” только концепцией ФЦП и перечнем общедоступных программ, которые войдут в первый цифровой пакет (мультиплекс).

Странно, но за тот период, пока наши чиновники с трудом готовят бумаги, во многих других странах успевают полностью завершить цифровизацию сетей. И сегодня из выступлений региональных операторов выясняется, что долгожданной ФЦП для практической реализации её фрагментов на местах всё равно будет недостаточно и что кроме неё срочно нужно будет готовить ещё и системный проект, который сможет описать все вопросы создания цифровой ТВ-сети. А ведь раньше об этом даже речи шло, ФЦП казалась всем исчерпывающим документом, а тут выясняется, что медиасообществу надо подробно на профессиональном уровне рассказать, как из частных проектов будет складываться единое системное решение.

“У нас, конечно, есть много текущих вопросов, но это всё — рабочие моменты, — заявил генеральный директор “Российской телевизионной и радиовещательной сети” ( ФГУП РТРС) Алексей Малинин. — Я лично не сомневаюсь, что региональные сети смогут объединиться в общегосударственную структуру. Уверен, мы построим оптимальную сеть!” Интересно, как это ему удастся, если даже об общей терминологии участники рынка пока договориться не могут? Да и захотят ли местные провайдеры вкладывать свои деньги “на авось”, только под оптимистичные заявления г-на Малинина?

Современная технологическая среда потребует создания и новых бизнес-моделей. И вот с ними-то как раз нет никакой ясности. У региональных ТВ-операторов, которых в стране насчитывается около 2000, сегодня крепнет убеждение, что при переходе на цифру места для большинства из них на рынке не останется. Пока ни Минкомсвязи, ни НАТ, ни РТРС не могут четко ответить на вопрос, кто получит право транслировать программы и какие каналы войдут в мультиплексы номер два и три. Не исключено, что готовится новый передел регионального рекламного рынка, при котором вместо сотен нынешних небольших игроков останется несколько крупных сетевых компаний.

“Мне кажется, что всё зашло в большой тупик, — сказал гендиректор “СургутИнформТВ” Игорь Ярош. — Мне нужны правила игры, которые мы должны знать. Здесь работает хорошая выставка, но она мне не нужна, я не собираюсь ничего покупать, поскольку в ближайшие два года для нас может не остаться места на рынке!”

Такого рода выступления заставили президента НАТ Эдуарда Сагалаева предпринимать шаги по поддержке небольших компаний — участников рынка. “В результате цифровизации мы не должны потерять региональное и муниципальное телевидение, — пообещал он. — Это принципиальный вопрос. Некоторые губернаторы говорят, что у них нет денег для собственного канала: нельзя допустить, чтобы 20 субъектов Федерации имели собственные каналы, а другие не имели”.

Он подчеркнул, что НАТ представляет интересы в первую очередь регионального сообщества, поскольку общероссийские каналы в состоянии сами за себя постоять. “Мы здесь собрались, чтобы учесть ваши пожелания, — продолжил он. — Через две-три недели мы соберем заседание “Цифрового альянса” по формированию второго и третьего мультиплексов. Надо преодолеть противоречия между региональными вещателями и сетями. Ясной картины пока не существует”.

Между тем ассоциация АРПАТ за прошедший год увеличила свои ряды и сейчас ее члены предлагают самый широкий ряд цифровой телевизионной аппаратуры отечественного производства, в том числе полный ряд цифровых вещательных передатчиков мощностью от 1 Вт до 5 кВт и даже до 10 кВт. В числе поставщиков — компании МАРТ из Санкт-Петербурга, “Триада-ТВ” из Новосибирска, “Алмаз-Антей Телекоммуникации” из Москвы, “Иртыш” из Омска. Да вот только с заказами не у всех дела идут хорошо. У фирмы МАРТ, крупнейшего отечественного предприятия в области мощных передатчиков, их пока вообще нет. У “Триады-ТВ” есть контракт на поставку передающего оборудования в ряд населенных пунктов Дальнего Востока. И все же пока не утверждены базовые документы, такие как ФЦП по развитию телерадиовещания до 2015 г., рассчитывать на большой объем заказов заводам не приходится.

Дальнейшее затягивание в сфере цифрового эфирного телерадиовещания ничего хорошего нашей стране не несет. Возможно, некоторые чиновники рассчитывают, что даже при их полной бездеятельности проблема как-то “рассосётся”, решится сама собой. Ведь действительно, острота вопроса в определенной мере снижается за счет весьма активной работы на рынке компаний спутникового и кабельного телевидения. Например, на пятом форуме “Инвестиции в цифру”, который прошел месяц назад в Москве, Юрий Припачкин, президент Ассоциации кабельного телевидения России, констатировал, что эфирное телевидение становится все менее востребованным. По его прогнозам, к 2015 г. из 45 домохозяйств в России 30—32 млн. будут охвачены кабельным телевидением, около 10—12 млн. — спутниковым, а на “эфир” останется всего 3—4 млн. домохозяйств. Возможно, эти цифры несколько утрированы, но подобная тенденция реально существует: эфирное телевидение теряет свои позиции из-за нерадивости чиновников. Но тем не менее его модернизация неизбежна, для чего запланированы весьма значительные госзаказы (пусть это не 10 млрд. долл., как первоначально планировалось, а всего лишь 4 млрд. по последней редакции ФЦП). Но на ближайшие четыре-пять лет это — самый серьезный “кусок” в области телекоммуникаций, на который могут рассчитывать отечественные компании. И борьба за его “освоение” будет довольно жесткая.