Представьте, что вы купили упаковку содовой для вечеринки, намеченной на пятницу. Но оказывается, что ваш холодильник полностью забит. Вы покупаете второй холодильник и ставите его в гараж, заполнив содовой. Затем вы покупаете другие напитки и еще один холодильник, потом закуски и, естественно, очередной холодильник. К моменту окончания вечеринки у вас в гараже стоит пять холодильников, и все они практически пустые. Но при этом они работают на полную мощность, и месяц за месяцем вы платите за потребляемое ими электричество.

В течение многих лет примерно то же самое происходило с серверами. Конечно, их не покупали так же легкомысленно, как холодильники. На ИТ-отделы действительно оказывалось огромное давление в плане поддержки растущего числа новых бизнес-сервисов, от которых зависел успех всего предприятия. Для предоставления этих сервисов, обеспечения их надежной работы и высокой производительности на случай пиковых нагрузок ИТ-отдел год за годом приобретал сотни и даже тысячи серверов. Однако каждый из них использовался далеко не на полную мощность. Некоторые предприятия даже определяли, какие серверы потребляют электричество, не предоставляя никаких сервисов. Но тем не менее энергопотребление взлетело до небес, и плата за электропитание тоже. Например, один ИТ-директор из международного инвестиционного банка узнал, что его компания платит за электричество около 2 млн. долл. в год. Более того, оказалось, что в его подразделении затраты на энергопитание в расчете на единицу площади в 15 раз превышают аналогичные расходы других отделов.

Как же компании могут решить эту проблему? Мало кто из них обладает финансовыми возможностями для замены текущего оборудования на новые “зеленые” версии, которые потребляет меньше энергии. К счастью, существует практический способ добиться “озеленения” и повысить эффективность работы ИТ-систем.

BSM: полезные результаты уже на первом этапе

Первый этап не требует высоких инвестиций, но обеспечивает значительный выигрыш в энергопотреблении. Идея состоит в реализации целостного подхода, направленного на “озеленение” ИТ и одновременное повышение эффективности бизнес-сервисов.

Подход основан на методике управления бизнес-сервисами (Business Service Management, BSM) или управлении ИТ исходя из приоритетов бизнеса. Бизнес-сервисы эффективно реализуются для достижения сбалансированных результатов в области финансов, текущей деятельности и охраны окружающей среды.

На первом этапе вам следует разобраться с тем, какие вычислительные мощности у вас имеются, каких затрат они требуют и какой вклад вносят в общий бизнес. С помощью этой информации вы сможете не только обнаружить неиспользуемые мощности, но и найти такие, которые используются, однако никак не помогают деятельности предприятия.

Для этой задачи предназначены специальные решения. Благодаря информации, которую они предоставляют, вы можете предпринять простые действия для более эффективного использования вычислительных мощностей. Достаточно найти оборудование, которое потребляет электроэнергию, но не обеспечивает никаких полезных сервисов, и просто его выключить. Подобно другим профессионалам вы будете поражены, как много таких устройств находится в вашей ИТ-инфраструктуре.

Продолжение поисков

За первым этапом следует ряд действий, направленных на повышение эффективности работы ИТ-среды. Одно из них заключается в сокращении числа предоставляемых сервисов за счет удаления тех, затраты на которые намного превышают их ценность для бизнеса. Для этого вам придется собрать сведения о затратах, на основе которых вы и бизнес-менеджеры сможете сделать разумный выбор.

Например, с помощью такой информации вы можете продемонстрировать бизнес-пользователям затраты на ИТ для каждого сервиса, а затем узнать, хотят ли они по-прежнему получать этот сервис или могут от него отказаться.

Другое действие состоит в консолидации рабочей нагрузки на меньшем количестве серверов. Это позволяет сократить число серверов и соответственно снизить энергопотребление, а также повысить степень загрузки ресурсов за счет использования избыточных мощностей. При консолидации главным фактором успеха является эффективное планирование. А для планирования необходимо понимать, какие серверные мощности у вас имеются и как их можно использовать наилучшим образом для предоставления бизнес-сервисов с требуемым уровнем производительности. Цель состоит в достижении оптимального баланса между загрузкой вычислительных мощностей и производительностью.

Еще один метод сокращения числа физических серверов заключается в применении виртуализации. В продаже имеются решения, позволяющие использовать собранную информацию о вычислительных мощностях для реализации инициатив в области консолидации и виртуализации. С помощью таких решений вы сможете проанализировать, как используются ресурсы, и найти способ их наиболее эффективного распределения — такого, которое позволит обрабатывать такую же нагрузку на более низких вычислительных мощностях.

И наконец, стоит поискать источники экономии электроэнергии за пределами центра обработки данных. Средний ПК потребляет гораздо больше электричества, чем телевизор. И перевод в спящий режим лишь ненамного сокращает это потребление. Постарайтесь найти способ выключать неиспользуемые ПК, но так, чтобы ими по-прежнему можно было управлять. На рынке продается ПО, которое позволяет устанавливать на ПК “заплатки”, даже если эти ПК были предварительно остановлены.

Дальнейшее повышение эффективности бизнес-сервисов

Руководство предприятий требует от ИТ-отделов постоянного улучшения сервисов без увеличения ИТ-бюджетов. Отделы ИТ удовлетворяют эти запросы с помощью консолидации и виртуализации серверов, управления конфигурациями, оптимизации энергопотребления настольных и мобильных компьютеров и усовершенствования ИТ-процессов за счет внедрения передовых методов работы, например, из библиотеки IT Infrastructure Library (ITIL).

Большинство ИТ-отделов решают эти вопросы отдельно с разной степенью успеха. А между тем здесь очень важно применить единый, систематический подход, направленный на повышение общей эффективности работы ИТ-отдела с точки зрения предоставления бизнес-сервисов. Для этого следует взглянуть на свою деятельность более широко и перейти от простой экономии энергопотребления к задаче более эффективного обслуживания бизнеса. Сосредоточьте свои ресурсы на решении вопросов, которые важны для вашего предприятия. Вы получите следующие результаты в области финансов, текущей деятельности и охраны окружающей среды.

1. Финансовые результаты. Удаление каждого физического сервера позволит сэкономить около 500 долл. в год. Отключение от питания одного неиспользуемого клиентского компьютера даст возможность снизить ежегодные расходы на 40 долл. для настольного ПК и на 20 долл. для ноутбука.

2. Результаты для текущей деятельности. Выполняя больше работы с помощью меньшего объема оборудования, вы сможете увеличить число сервисов, не расширяя штат сотрудников или рабочее помещение ЦОДа. Более того, вы упростите ИТ-инфраструктуру, и ею будет проще и дешевле управлять.

3. Результаты в области охраны окружающей среды. Один удаленный сервер обеспечит экономию 6000 кВт·ч в год, а тысяча таких серверов — 6 млн. кВт·ч. Этого хватит на электропитание полутора тысяч домов в течение года.

Использование BSM-решений для “озеленения” ИТ и повышения их эффективности

Методика BSM является основой для организации процессов, направленных на повышение эффективности бизнес-сервисов во всех областях применения ИТ, включая проектирование сервисов, их работу и поддержку. BSM рассматривает ИТ в качестве средства для предоставления сервисов, при этом управление ИТ-инфраструктурой осуществляется на основе бизнес-сервисов, а не устройств. Вы подходите к управлению сервисами с точки зрения бизнес-пользователя, определяя, какие из них важны для бизнеса, и находя способы их максимально эффективного предоставления.

Эта методика обеспечивает также практический способ “озеленения” ИТ без нарушения работы ИТ-систем или замены всех компьютеров на новые, более “зеленые” машины. Правда, первый этап потребует некоторых капитальных затрат, но зато позволит создать основу для постепенного и постоянного повышения эффективности. А что еще важнее, эта методика позволит вам обеспечить значительную экономию затрат и продемонстрировать обществу социальную ответственность ИТ в деле энергосбережения.