Какие изменения произошли на российском рынке средств Business Intelligence (BI) за последний год? Об этом с директором по развитию технологий информационного менеджмента компании “АйТи” Дмитрием Романовым побеседовал обозреватель PC Week/RE Андрей Колесов.

PC Week: Само по себе понятие “бизнес-аналитика” довольно многогранно и многослойно. Какие бы основные моменты могли бы вы выделить тут сегодня?

Дмитрий Романов: Да, это очень емкий термин, который включает и формирование простейших отчетов, и выявление неочевидных трендов и прогнозирование будущего. Если кратко охарактеризовать целевые задачи бизнес-аналитики, то я бы сделал акцент на выработке стратегии. Вещи, которой у нас явно не хватает в стране на всех уровнях — государства, отрасли, отдельной компании. А в названии понятия я бы особо выделил слово Intelligence — интеллект, что в контексте проблемы означает возможность глубокого осмысления происходящего вокруг на основе накопленной информации и уже полученного опыта.

PC Week: Когда год назад грянул кризис, то распространилось мнение, что это в какой-то мере хорошо, поскольку всем придется озаботиться проблемой улучшения своей работы и заказчики просто вынуждены будут шире применять бизнес-анализ. Оправдались ли такие прогнозы?

Д. Р.: В целом интерес к бизнес-аналитике за последний год заметно возрос, но не так сильно, как можно было ожидать. Не в разы, процентов на 30—40%. Конечно, на фоне общего падения рынка это выглядит очень прилично. Но речь идет об интересе, а не о спросе. “Хочу” и “заплачу” — это разные вещи. Тем не менее, спрос тоже растет и “АйТи” активно работает по данному направлению с новыми заказчиками.

PC Week: Сейчас почти все говорят, что кризис уже проходит или даже прошел. Не случится ли так, что интерес к BI так и не выльется в спрос?

Д. Р.: Завершился ли кризис — это пока еще большой вопрос. Об этом, думаю, можно будет достаточно уверенно сказать только к концу зимы. А чему нас научил кризис и какие уроки мы извлечем из него — вот что сейчас важно. В плане BI могу сказать, что вряд ли бизнес-среда стала более образованной в отношении возможностей бизнес-аналитики. Ведь тут очень важно на собственном опыте убедиться в ее эффективности — внедряя и используя.

Конечно, в условиях повышения “благосостояния” экономики многие сочтут расходы на бизнес-аналитику (точнее, не на сами средства, а на изменение стиля своей работы с их применением) излишней роскошью. Но в то же время к хорошему быстро привыкаешь. Те, кто начал применять эти средства и убедился в их эффективности для бизнеса, вряд ли смогут от них отказаться и, возможно, даже расширят их использование.

PC Week: Мы начали разговор с того, что BI — это такой многослойный комплекс, которые, наверное, можно представить в виде пирамиды: внизу находится составление сводных таблиц с использованием Excel, а наверху — как раз тот самый интеллектуальный анализ. Как соотносится спрос на отдельные его слои?

Д. Р.: Да, это очень большой многоуровневый набор ПО, который объединяет одна вещь — возможность извлечения новых знаний из уже имеющейся накопленной информации, преимущественно числовой. Это и построение отчетов, и планирование, и бюджетирование, и многомерный анализ данных, поиск зависимостей и закономерностей и т. д. Конечно, сегодня наиболее востребованными являются достаточно простые средства отчетности, применение которых связано с автоматизацией основных бизнес-процессов оперативной деятельности предприятия. На такое ПО приходится сейчас около 70% общего спроса на BI.

Более интеллектуальные вещи, связанные с решением прогнозных задач и сложным анализом, востребованы заметно меньше, пока они необходимы только в довольно узких областях, там, где без них вести бизнес просто нельзя. Например, такие средства крайне нужны трейдерам, торгующим на фондовых рынках, силовым структурам, аналитическим отделам очень крупных корпораций, органам планирования на верхних эшелонах власти.

Если же говорить о коммерческом секторе в целом, не только среднем, но и крупном бизнесе, то здесь нельзя похвастаться высоким уровнем использования BI. Во многом это объясняется отсутствием традиций строить свою работу на базе долгосрочного планирования.

PC Week: Что вы могли бы сказать об изменении интереса к бизнес-аналитике со стороны различных вертикальных рынков?

Д. Р.: Можно отметить существенное повышение внимания к этим средствам со стороны страхового бизнеса, банков. А в сырьевых отраслях, в том числе нефтяной, никаких особых сдвигов в сторону бизнес-аналитики я не наблюдаю. Практика “АйТи” позволяет сделать вывод, что на самом деле существует довольно четкая прямая взаимосвязь между уровнем конкуренции и спросом на BI.

PC Week: Когда Microsoft выходила на рынок BI, она это делала под лозунгом понижения планки доступности данных средств. Удалось ли ей реализовать эту идею?

Д. Р.: Действительно, можно констатировать повышение доступности BI-инструментов и их реальный выход на массовый рынок. Я думаю, что в этом заслуга не только Microsoft, хотя ее вклад велик. Ведь главным клиентским BI-приложением является Excel, а это означает, что большей массовости представить нельзя. Хотя понятно — для решения задач корпоративного уровня возможностей данного приложения явно недостаточно.

Если же говорить о нашей стране, то у нас, скорее, стоит задача не расширения круга людей, которому доступны средства бизнес-аналитики, а их (или какой-то их части) перехода к применению более серьезных инструментов. Кстати, стоит отметить, что Microsoft продолжает двигаться в направлении обеспечения доступности своих BI-средств — наверное, именно так можно расценить ее намерение переместить часть функционала пакета PerformancePoint Server в более массовый продукт SharePoint Server.

PC Week: А пополняется ли российский рынок BI за счет появления предложений со стороны местных разработчиков?

Д. Р.: Я бы не сказал, что BI-технологии российской разработки играют на этом рынке заметную роль и что их присутствие заметно выросло. Нужно понимать, что сегмент BI в России не очень большой, он в разы меньше, чем, например, рынок систем электронного документооборота, который, в свою очередь, еще заметно меньше сферы ERP. Российские разработки осваивают пока только сугубо нишевые позиции — кто-то занял определенное положение в государственных структурах, кто-то продвигает свои решения в регионах. А вот создание прикладных отраслевых решений на основе лучших западных BI-платформ, но с учётом отечественной специфики — это как раз то, на чём традиционно специализируются российские ИТ-компании. Не ходя далеко за примерами, упомяну про две разработки “АйТи": решение для комплексного анализа деятельности предприятий нефтегазового сектора и решение для формирования регулярной отчетности по рынку ценных бумаг.

PC Week: Еще два-три года назад в кулуарах много говорили о намерениях применять аналитические средства для оценки эффективности реализации национальных программ. Виден ли прогресс в этой области?

Д. Р.: Мне сложно оценивать ситуацию в этой сфере, поскольку со стороны бизнеса мы многое просто не видим. Мы знаем о том, что число тендеров с заданиями на создание той или иной аналитической системы в государственных структурах довольно значительно, можно даже говорить о его увеличении. Но создается впечатление, что речь идет все же в первую очередь о применении достаточно простых средств для автоматизации бизнес-процессов в госучреждениях, для оценки состояния текущей ситуации, а не для долгосрочного планирования.

PC Week: Как, на ваш взгляд, отразилась консолидация мирового BI-рынка на развитие ситуации в этой области в России?

Д. Р.: Можно довольно уверенно сказать, что положительно. Все ведущие BI-поставщики, в том числе Business Oblects и Cognos, были хорошо представлены в нашей стране, но их переход под крыло SAP и IBM заметно усилил это присутствие. К продвижению BI-продуктов подключились дополнительные корпоративные ресурсы, партнерские сети корпораций. Хотя, конечно, подобные слияния создавали и некоторые проблемы. Например, еще пару лет назад заказчики Oracle находились в некоторой растерянности — что же выбрать для себя из списка во многом дублирующих друг друга предложений. Клиентам нужно было разобраться не только в достоинствах и недостатках продуктов, но и понять, какой из них будет наиболее перспективным с точки зрения самого поставщика.

PC Week: Чтобы вы могли сказать заказчикам, чтобы убедить их в необходимости применять средства бизнес-аналитики?

Д. Р.: Интуиция и личный опыт — это очень важные элементы любого предпринимательства. Но если можно лучше понять свой бизнес и усилить качество планирования с помощью математических моделей, то этим нужно пользоваться.

PC Week: Спасибо за беседу.