Тема использования BI обсуждалась нынешней осенью в рамках целого ряда мероприятий. В частности, серия проектов была представлена самими заказчиками на V форуме “Business Intelligence 2009”, прошедшем в Москве в начале октября. Мы попросили выступавших там экспертов высказать свои соображения по следующим вопросам:

1. Расскажите об использовании средств бизнес-аналитики за последний год в вашей организации. Повлиял ли кризис на интерес предприятия к этим средствам?

2. Какие задачи вы наиболее часто решали с помощью средств BI, что отошло на второй план? Какие новые задачи стали решаться?

3. С какими основными проблемами вы столкнулись за последний год при внедрении и использовании BI-средств ? Как вы с ними справлялись?

4. Ваше мнение о достоинствах и недостатках применяемых вами BI-средств? Ваши пожелания поставщикам BI-продуктов?

Сергей Карелин, начальник отдела развития систем поддержки операций, “Комстар — ОТС”

1. Наша компания уже давно использует средства бизнес-анализа данных, ведь современные телекоммуникации — динамично развивающаяся высокотехнологичная отрасль с жесткой конкуренцией. Изменяющиеся условия рынка, возрастающие потребности клиентов в новых услугах на основе последних передовых технологических решений в отрасли связи приводят к необходимости оперативного мониторинга параметров бизнеса. С началом кризисных явлений в экономике важность внутрикорпоративной аналитики увеличилась на порядок.

Отмечу возросший интерес бизнеса к системам план/факт-анализа и прогнозирования. Также востребованными оказались системы углубленного анализа данных для выявления и исследования факторов влияния на ключевые показатели деятельности предприятия. Важную роль в технологическом обеспечении процесса анализа играет выбор инструментальных программных средств. У нас есть большой положительный опыт использования в качестве базовой платформы SAP BusinessObjects.

2. В период кризиса телекоммуникационная отрасль столкнулась с целом рядом вызовов. Главное — это большое число участников рынка и возросшая конкуренция, причем на фоне низкой стабильности рынка телеком-услуг. Как следствие — уменьшение прибыли от основных видов услуг, особенно традиционных (голосового трафика), рост затрат на привлечение новых абонентов. При этом нужно иметь в виду, что высокие требования к инфраструктуре предприятия сохраняются.

В этих условиях особенно оказались востребованы два класса задач. Первый — задачи, связанные с оптимизацией существующего бизнеса. Для отрасли телекоммуникаций в это число входят анализ абонентской базы с целью разработки эффективных маркетинговых компаний и определения дополнительных возможностей для роста прибыли; разработка специализированных программ, направленных на удержание высокодоходных клиентов; оптимизация структуры предприятия, позволяющая более эффективно обслуживать абонентов и выводить на рынок новые услуги раньше конкурентов; снижение расходов на обслуживание инфраструктуры за счет использования новых технологий и оптимизации имеющихся ресурсов; вывод на рынок новых продуктов, ориентированных на целевые сегменты потребителей; анализ финансовых потоков с целью оптимизации затрат при расчетах с дилерами, поставщиками и межоператорском взаимодействии; анализ использования продуктов и услуг оператора и их составляющих с целью разработки и предложения клиентам новых продуктов.

Второй класс — задачи углубленного анализа данных с целью исследования точек потенциального роста доходов и факторов влияния на них. Использование компаниями таких систем дает возможность выявлять, исследовать и оценивать различные, часто не очевидные факторы, влияющие на ключевые показатели деятельности. Также оказались востребованными системы поддержки принятия управленческих решений. Отмечу, что SAP BusinessObjects позволяет реализовать весь технологический процесс управления эффективностью компании и охватить весь спектр задач по поддержке процесса управления предприятием — от планирования до реакции на изменение текущей ситуации на рынке или её прогноза. К таким задачам можно отнести определение единой стратегии развития компании, выявление ключевых параметров бизнеса и связанных с ними задач, определение перечня параметров для мониторинга процесса изменений в процессе реализации достижения запланированных целей, прогнозирование доходов предприятие в краткосрочной и среднесрочной перспективе, анализ финансовых и производственных рисков.

3. У нас уже есть более чем десятилетний опыт работы с продуктами SAP BusinessObjects. Это позволило ещё до наступления кризиса внедрить всё основное инфраструктурное окружение, необходимое для работы средств BI. Я имею в виду прежде всего создание корпоративного аналитического хранилища данных и системы управления нормативно-справочной информацией. Также мы перешли на новую версию продукта XI R2. Проводимое в настоящее время тестирование следующего релиза — XI R3 — не выявило каких-либо технологических проблем.

Другое дело — проблемы, связанные с кризисом и повлекшие некоторое сокращение бюджетных расходов на оборудование, ПО и лицензирование. Для ИТ-отделов — это серьезная трудность. Осуществлять поступательное движение вперёд теперь необходимо за счет оптимизации и совершенствования действующей инфраструктуры. Это заставляет искать новые нестандартные решения, оптимизировать ИТ-бизнес-процессы, внедрять системы управления качеством ИТ-услуг. Теперь, чтобы не отставать от конкурентов, мало идти с ними в ногу — необходимо быть на шаг впереди.

4. Сейчас все производители средств BI стараются предложить весь спектр продуктов для обеспечения управления эффективностью предприятия. Это продукты для работы с источниками данных (извлечение и трансформация), средства планирования и бюджетирования, многомерного анализа данных, управления доходами и анализа данных. За счет этого выстраивается цепочка управления эффективностью предприятия, состоящая из определения ключевых показателей деятельности (KPI), формирования целей (на основе KPI), мониторинг показателей, анализ достижения целей, принятие решений и выработка управляющего воздействия.

Если говорить о возможностях выбранного нами ПО, то я бы в первую очередь отметил то, что это интегрированная BI-платформа корпоративного уровня. В ней имеется возможность коллективной работы всех категорий пользователей на отчетном портале по созданию и обсуждению решений и полученных аналитических данных. Важно то, что представление данных и разработка отчетов ведется с использованием знакомых терминов предметной области. Еще бы я сказал о функции многомерного анализа данных, о разнообразных вариантах распространения аналитических отчетов, о гибком разграничении прав доступа пользователей.

Что касается гарантий” успеха при внедрении BI в компании, то тут, по моему мнению, главное — создание дружественной обстановки. Она предполагает заинтересованность подразделений компании во внедрении BI, наличие воли руководства, поддержку со стороны сотрудников. Нужно уделять особое внимание вопросу обучения пользователей. Ну, и конечно, нельзя ошибиться с выбором программных средств.

Олег Амурский, начальник отдела клиентской информации и бизнес-аналитики, финансовый департамент, ВТБ24

1. В нашем банке запущено в эксплуатацию хранилище клиентской и аналитической информации, которое является аналитической средой многих подразделений организации. В условиях кризиса средства бизнес-аналитики уже доказали свою эффективность, поэтому, несмотря на сложную ситуацию, планируется активное развитие BI-инфраструктуры в 2010 г. Интерес есть и со стороны руководителей подразделений, и со стороны простых специалистов, аналитиков, которым требуется оперативное извлечение данных и построение запроса или отчета на базе единого источника информации.

Аналитический отчет зачастую играет главную роль в принятии важных управленческих решений. Для подготовки таких отчетов требуется гибкий механизм сбора, консолидации данных из различных источников, их хранения, эффективные методы анализа информации и выявления закономерностей. База данных транзакционной (банковской) системы не в силах эффективно одновременно выполнять запросы аналитиков, персонала, формирующего отчетность, и основные возложенные на нее функции. Поэтому с внедрением BI-инфраструктуры удалось сразу решить две задачи: обеспечить бизнес-подразделения необходимой информацией, доступной в оперативном режиме, и снизить нагрузку на АБС банка.

2. Второстепенных задач у нас сейчас нет, поскольку проект находится в стадии активного развития и решаются важные, востребованные бизнесом задачи. Основной целью является обеспечение информационно-аналитическую поддержки различных направлений деятельности банка для повышения качества принимаемых решений. В рамках этой задачи можно выделить следующие направления использования и развития BI-средств: 

  • обеспечение аналитического CRM необходимыми данными для проведения маркетинговых кампаний. В этом направлении уже достигнут необходимый уровень увеличения продаж банковских продуктов и услуг клиентам банка; 
  • улучшение отчетности для управления рисками и коллекторами. Существующая отчетность была расширена как в части статистических расчетов, так и в части предоставления детальных сведений о клиенте, его обязательствах и обеспечении; 
  • существенное сокращение временных затрат на подготовку отчетности в целом за счет автоматизации процессов, унификации отчетных форм и централизации функций в одном аналитическом подразделении.

В настоящее время прорабатывается вопрос о поддержке операционного контура со стороны хранилища данных, включая online-взаимодействие систем. Для решения такого рода задач прорабатывается отдельная организация системы хранения данных и архитектуры взаимодействия систем.

3. Проблемы с непосредственным использованием BI-инструментов есть, но они отходят на второй план. Как и в любом ПО, здесь есть недоработки, которые устраняются через техническую поддержку. Основной же проблемой является качество исходных данных. Не зря говорят, что хранилище данных это зеркало, в котором отражаются проблемы исходных систем. Нам необходимо добиться повышения качества ввода данных как за счет организационных мер, так и за счет организации автоматизированного контроля. Проводится работа и по систематизации НСИ (нормативно-справочная информация), определению ответственных подразделений за справочники и регламент их актуализации.

Сказались и проблемы, связанные с управлением проектом внедрения. Из-за недооценки объемов и сложности задач сдвигались сроки окончания работ. Зачастую требовались уточнения методик и алгоритмов расчета показателей отчетов по результатам их тестирования и приемки, что привело к дополнительным трудозатратам. Кроме того, мы столкнулись с недооценкой требуемых аппаратных средств для обеспечения быстрого отклика системы на запросы. По последней проблеме провели сайзинг оборудования и сформировали план закупки и установки на этот и следующий год.

4. В качестве основной BI-платформы в ВТБ24 служит решение SAS для банковского сектора SAS Banking intelligence solution. СУБД Oracle применяется для непосредственного хранения данных. В целом выбранное решение удовлетворяет нашим текущим задачам в области отчетности и анализа. Основными плюсами использования BI-платформы SAS могу назвать следующие:

  • наличие специализированной модели данных, предназначенной для банков;
  • единые метаданные, которые позволяют связать всю инфраструктуру от источников данных до конечных отчетов; 
  • мощные и разнообразные аналитические функции для конечных пользователей; 
  • возможность использования веб-портала как средства доставки информации.

Технологические проблемы есть на стыке компонентов двух вендоров, в нашем случае SAS и Oracle, но мы их решаем в режиме плотного взаимодействия с поставщиками.