За первое полугодие 2009 г. (H1/2009) было возбуждено 1282 уголовных дела, связанных с нарушением авторских прав членов Некоммерческого партнерства поставщиков программных продуктов (НП ППП). Это почти на 12% выше аналогичного показателя H1/2008 (1146 дел). Статистика ведения данных дел (чем они заканчиваются — оправданием подозреваемых, вынесением обвинительного приговора, примирением сторон и т. д.) не раскрывается, но, по словам директора НП ППП Дмитрия Соколова, за последние полтора года процессы, связанные с применением ст. 146 Уголовного кодекса РФ (“Нарушение авторских и смежных прав”), примерно в девяти случаев из десяти доводятся до логического конца. Объясняется это тем, что в большинстве регионов нашей страны есть поверенные разных правообладателей (только у Microsoft в 27 городах России имеется около сорока работающих на неё юристов), а для судов дела по ст. 146 УК, стали уже привычными.

Напомним, что эта статья, согласно которой виновные лица могут быть наказаны лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до 500 тыс. руб., применяется не только к компьютерным пиратам, но и к другим видам похитителей интеллектуальной собственности. По данным МВД, за первые шесть месяцев 2009 г. это ведомство выявило 4697 преступлений, подпадающих под ст. 146 УК, что на 7% выше аналогичного показателя прошлого года (4387 случаев). Рост вроде бы небольшой, но правообладателей радует само его наличие.

Дело здесь в том, что в H1/2008 (когда в России начал проявляться мировой финансовый кризис) наблюдалось некоторое снижение активности отечественных правоохранительных органов в этом направлении и количество выявленных преступлений такого рода было на 16% ниже показателя H1/2007 (5215 случаев). Первое полугодие 2007-го вообще в этом отношении оказалось рекордным (см. диаграмму 1). Что же касается статистики возбуждения уголовных дел, связанных с нарушением авторских прав членов НП ППП, то она (см. диаграмму 2) непрерывно растет уже четыре года подряд.

Представляет интерес распределение “уголовной статистики НП ППП” за H1/2009 по правообладателям (см. диаграмму 3). Из соответствующей круговой диаграммы видно, что “пальма первенства” здесь принадлежит Microsoft (примерно 29% из 1282 случаев), далее идут Autodesk (21%) и “1C” (20%). Кроме того, однопроцентный барьер преодолели Adobe, “Аскон” и “K+”. Приблизительно по 1% набрали “Гарант”, ABBYY и “Бука”. Остальные правообладатели, являющиеся членами НП ППП и ведущие активную борьбу за свои авторские права, в общей сложности обеспечили оставшиеся 5% случаев возбуждения “компьютерно-уголовных” дел по ст. 146 УК.

Компьютерное пиратство проявляется в разных формах. Из статистики Управления “К” МВД РФ (оно занимается раскрытием преступлений в сфере высоких технологий) следует, что из 594 уголовных дел, возбужденных в первой половине 2009 г. по ст. 146 УК, 39% случаев “обеспечила” розница. Далее в порядке убывания идут черные внедренцы (29%), конечные пользователи (19%), интернет-пираты (8%), прокатчики ПО (2%), владельцы складов (2%) и предустановщики (1%).

Интересно отметить, что члены НП ППП расстановку “сил зла” видят несколько по-иному. В одном из недавних исследований их ответы на вопрос: “Какой вид пиратства приносит наибольший вред?” — распределились следующим образом:

  • черные внедренцы (51%);
  • интернет-пиратство (35%);
  • предустановка (7%);
  • пользователи (7%).

Отсюда напрашивается вывод, что с “розничными ИТ-пиратами” члены НП ППП уже практически “расправились”. Не особо волнуют их и прокатчики ПО, равно как и владельцы складов контрафактной продукции. Осталось лишь поднять сознательность пользователей и “прищемить хвосты” черным внедренцам, интернет-пиратам и “неправильным предустановщикам”. Причем не обязательно возбуждением против них гражданских или уголовных дел. Как отмечает заместитель директора НП ППП Анна Лавринова, зачастую очень хороший эффект дают грамотно составленные именные предупредительные письма. Возможно также досудебное примирение сторон.

Можно предположить, что сознательность большинства пользователей (убежденные “халявщики” — не в счет) сильно коррелирует с уровнем их благосостояния. Ну в самом деле, неужели финансово благополучное и твердо стоящее на ногах юридическое или физическое лицо будет рисковать своей репутацией из-за использования заведомо контрафактного ПО? В то же время не секрет, что на основную массу пользователей кризис повлиял не самым лучшим образом. Это нашло отражение в итогах уже упомянутого выше опроса членов НП ППП. Их ответы на вопрос — “Повлиял ли кризис на компьютерное пиратство?” — распределяются так:

  • повлиял, стало больше черных внедренцев (22%);
  • повлиял, пиратство в целом выросло (13%);
  • повлиял, пиратство выросло в рознице (13%);
  • повлиял, пиратство выросло в Интернете (5%);
  • повлиял, стало больше нелицензионных пользователей (9%);
  • не повлиял (21%);
  • на уровень компьютерного пиратства кризис не повлиял, но пользователи стали экономить и выбирать ПО более осознанно (11%);
  • не повлиял, но некоторые отказываются от ранее запланированной легализации ПО (2%);
  • не повлиял, но многие перешли на свободное ПО (2%);
  • уровень пиратства снизился, пользователи боятся рисковать (2%).

Если эти ответы обобщить, то окажется, что 36% респондентов — членов НП ППП считают, что нынешний кризис не повлиял на уровень компьютерного пиратства, в то время как 62% лиц, принявших участие в опросе, отмечают повышение этого уровня и только 2% — понижение. Таким образом, в данном вопросе у пессимистов явное численное преимущество. Однако их правоту или неправоту могут доказать лишь результаты очередного ежегодного исследования IDC, посвященного оценке уровня компьютерного пиратства в разных странах. Напомним, что по итогам прошлого года этот уровень для России составлял 68%, обеспечив нашей стране по данному показателю 12-е место среди 23 государств Центральной и Восточной Европы. Что-то покажут итоги непростого нынешнего года?..