У большинства читателей наверняка создалось впечатление, что к настоящему времени большинство организаций обзавелось блогами. В действительности же, по данным последних исследований, внешние блоги имеют лишь около 15% компаний, входящих в список Fortune 500.

Идеальный корпоративный блог возникает в атмосфере доверия, когда пишущие не опасаются угроз и репрессий. Но призывать к открытости и одновременно запрещать высказывания, способные нанести ущерб компании, столь же трудно, как пройти по канату.

Есть два типа корпоративных блогов — внутренние и внешние. В первом случае возникает гораздо меньше юридических рисков, главным образом потому, что большинство сотрудников не высказывает критических замечаний, опасаясь встречных обвинений.

Внутренние блоги, которые обычно размещаются в корпоративной интрасети, доступны всем сотрудникам. Поскольку они используются для обмена мнениями и обсуждения электронных сообщений, писать в такие блоги могут самые разные люди. Внутренние блоги полезны при коллективном использовании знаний, управлении проектами, широком обмене информацией между подразделениями и находящимися в разных местах офисами.

В отличие от внутренних общедоступные блоги внешние позволяют клиентам, партнерам по бизнесу, сотрудникам и представителям различных компаний быстро получить информацию, поделиться своим мнением и задать вопросы. Кроме того, для СМИ внешние корпоративные блоги представляют собой один из главных источников информации при подборе новостей и поиске тем для публикации, что иногда вызывает раздражение у руководства компаний.

Прежде чем решить, необходим ли вам общедоступный блог, спросите себя, действительно ли ваши нынешние и потенциальные клиенты читают блоги. Если нет, то зачем он им нужен? Ну хорошо, блоги дают некоторые очевидные преимущества, включая оптимизацию данных для охвата поисковыми системами, внимание со стороны СМИ и общественности, совместную разработку продуктов, более совершенную поддержку клиентов, возможность проведения опросов и легкодоступной обратной связи, улучшение отношений с имеющимися и потенциальными покупателями.

Кроме того, и внутренние, и внешние блоги повышают открытость, создают каналы оперативной прямой связи. Они также представляют собой недорогой способ сбора надежной информации.

Но прежде чем приходить в восторг от того, какие преимущества предоставляют блоги, узнайте горькую правду о связанных с ними рисках. Все мы слышали жуткие истории о том, как размещенные в блогах сообщения становились причиной публичного скандала или судебного преследования. Но есть способы избежать многих ошибок, допущенных другими компаниями. Вы можете добиться этого, предприняв следующие шаги.

1. Сформулируйте жесткую политику публикации в блогах.

2. Обучите этим правилам всех сотрудников.

3. Твердо проводите разработанную политику в жизнь.

4. Внимательно следите за публикациями в блогах.

5. Оперативно реагируйте на негативные высказывания.

В сущности во всех случаях речь идет о мониторинге и соблюдении правил. Вы можете управлять многими рисками, но, разумеется, не всеми. Большинство “не поддающихся управлению” — это риски юридические, которые никогда нельзя полностью устранить.

Только вы сами можете решить, имеют ли перевес плюсы, связанные с наличием корпоративного блога, над теми минусами, которые возникают в результате предоставления любому человеку способа ознакомиться с внутренней жизнью вашей организации.

Риски связаны с вероятностью возбуждения судебных процессов, нарушения безопасности, внесения беспорядка в записи (что затруднит сбор доказательств для суда), ущерба для репутации и несоблюдения нормативных требований, предъявляемых к обработке информации.

Вот некоторые обстоятельства, которые необходимо принять во внимание, прежде чем создавать блог.

Помещенные в блогах сообщения будут всегда доступны. С момента публикации неточные, неполные, порочащие сведения и конфиденциальная информация сохраняются в Интернете навечно.

Блоги требуют времени. Для создания сообщения и мониторинга контента необходимо время. Сотрудники могут тратить уйму времени, занимаясь блогами, особенно внутренними.

Блоги могут уводить посетителей с вашего сайта. Ради того, чтобы хорошо выглядеть с точки зрения поисковых машин и сообщества блогеров, блоги должны включать ссылки на другие сайты. Однако если ваш блог является элементом корпоративного веб-сайта, нужно ли вам уводить с него посетителей?

Если смотреть на дело с точки зрения оптимиста, то создание блога повысит присвоенный вам поисковыми машинами рейтинг, привлечет внимание СМИ и укрепит ваши позиции как лидера, особенно если вы одним из первых в своей отрасли обзавелись блогом. Но нет никаких гарантий, что вы получите какие-то еще преимущества помимо этих. Риски же, напротив, вам гарантированы.

Теперь, когда вы всё знаете о преимуществах и рисках, не приступайте к созданию блога, пока целевая группа ваших блогеров не начнет регулярно размещать сообщения, пока вы не увидите хотя бы одно достоинство блога, не разработаете и не начнете проводить свою политику, не обучите сотрудников и не приступите к тщательному мониторингу контента.

Каков итог наших рассуждений? Для некоторых компаний блоги являются великолепным инструментом. Не исключено, что ваша фирма принадлежит к их числу. Но если нет, не создавайте блога.