В какой степени модель облачных вычислений (Cloud Computing) потеснит сложившую на данный момент на ИТ-рынке схему использования ИТ-ресурсов (с размещением их на площадках заказчиков) — на этот вопрос вряд ли кто-то в состоянии дать сегодня уверенный ответ. Но о том, что “облачность” будет расширяться, вполне определенно можно сказать уже сейчас. И для многих участников рынка очень важно “сесть на поезд” вовремя: если придешь на вокзал слишком рано, это будет лишней тратой времени, а даже небольшое опоздание грозит обернуться весьма значительными потерями…

Со стороны может показаться, что проблема перехода на использование облачной модели заключается лишь в том, чтобы убедить заказчиков в ее преимуществах. Но это лишь на первый взгляд: самим ИТ-поставщикам перейти на нее не так-то просто. В частности, разработчикам ПО для создания эффективных Cloud-решений придется весьма радикально переделать свои приложения. Но возможно, еще более значительная трудность заключается в том, что облачная модель подразумевает существенную перестройку всей сложившейся к настоящему моменту экосистемы “вендор – партнеры -- заказчики”.

Это хорошо видно на примере такого глобального игрока, как Microsoft, которая сейчас является одним из лидеров движения под названием “Облачные вычисления — в жизнь!”. Компания отлично понимает роль партнерского сообщества в реализации этого лозунга, и не случайно тема коррекции взаимоотношений в ее экосистеме вышла на первый план на ежегодных глобальных партнерских конференциях (WPC), традиционно проводимых корпорацией в июле, в начале очередного финансового года.

CEO Microsoft Стив Балмер еще три года назад, на WPC'06, сообщил партнерам, что компания намерена начать масштабную трансформацию всего спектра своих продуктов в направлении широкого использования онлайновых услуг, и призвал их готовиться к переходу от традиционной схемы поставок лицензий к новой модели, которую Редмонд назвал “софт плюс сервис” (S+S). И действительно, с того момента Microsoft стала быстро расширять список своих онлайновых сервисов, как индивидуального, так и корпоративного назначения.

Логическим развитием событий стало объявление на Professional Developer Conference (PDC'2008) в октябре прошлого года о создании Azure Services Platform (теперь она называется Windows Azure Platform) — полноценной онлайновой платформы, реализующей концепцию “облачных вычислений”. И сенсацией тут было совсем не намерение создать вычислительную среду нового поколения. Главное — Редмонд заявил о качественном изменении своего позиционирования на ИТ-рынке, поскольку теперь Microsoft будет сама выступать в роли хостинг-провайдера своих Azure-сервисов с помощью глобальной сети собственных дата-центров. То есть речь уже идет не просто об изменении продуктовой линейки, а о трансформации бизнес-модели работы Microsoft на рынке, что неминуемо должно привести к изменению всей системы взаимоотношений корпорации с партнерским сообществом (правда, это касается пока только серверного направления бизнеса).

В такой ситуации вполне понятно, почему в центре внимания нынешней WPC'09, прошедшей на этот раз в Новом Орлеане (США), стояли именно вопросы коррекции взаимоотношений Microsoft с партнерами в контексте будущего выхода Azure. Ключевым анонсом конференции стало объявление о бесплатной доступности предварительной технологической версии (community technology preview, CTP) Azure и публикация бизнес-модели (включая прейскурант на использование всего спектра сервисов) применения ее коммерческого варианта, выход которого должен состояться в середине ноября на PDC'2009.

Все средства Azure Platform доступны заказчикам напрямую, и в этой ситуации, казалось бы, потребность в партнерских услугах отпадает. Но на самом деле это не так: просто роль партнеров несколько меняется, они получают качественно новые возможности вклиниться между Microsoft и заказчиком со своим “добавочным продуктом” (как в виде услуг, так и функционала).

Бизнес-модель Azure предусматривает два основных варианта участия партнеров (при наличии системы скидок): в одном случае они предлагают свои решения через Microsoft, в другом -- продают свои сервисы, размещенные в Azure, клиенту напрямую. Как обычно в случае продвижения платформ, особая роль здесь отводится независимым разработчикам ПО, от поддержки которых в решающей степени зависит успех новой операционной среды. Редмонд обещает, что они смогут получить бесплатный доступ к Azure на этапе создания и тестирования новых приложений.

Надо сказать, что в деле освоения “облаков” Microsoft придется столкнуться с серьезной конкуренцией, причем главную угрозу представляют не традиционные ИТ-компании, а игроки новой ИТ-волны, в первую очередь Amazon и Google. Не вдаваясь сейчас в детали, отметим, что все ведущие поставщики предлагают сегодня разные подходы к реализации Cloud Computing в плане как технологий, так и применяемых бизнес-моделей. Как ни странно, но Microsoft, делая акцент на преемственность своей системы с традиционным серверным семейством Windows, все же идет на нарушение полной совместимости ПО: прикладные решения под Azure придется в той или иной степени переписывать. Правда, уже сейчас в СМИ просочилась информация о том, что Редмонд скорее всего реализует и вариант с использованием виртуальных машин (т. е. перевод в облако любых унаследованных программ).

Конечно, в облачной стратегии Microsoft еще не все до конца ясно (многие важные моменты прояснятся на PDC'2009 через три месяца), но в целом ее глобальная направленность вырисовывается довольно четко. А вот как и когда Azure придет в Россию — тут пока все в туманной дымке.

В первую волну пользователей Azure компания сейчас помимо США включила двадцать стран (Япония, Австралия, Новая Зеландия, остальные – из Западной Европы). В марте 2010 г. к ним прибавятся еще 16 государств из Центральной Европы, Азии и Южной Америки. Но России в этих списках нет (как, впрочем, Китая и Индии).

О причинах такого запаздывания догадаться нетрудно: распространение модели облачных вычислений в нашей стране пока сдерживается целым рядом причин, начиная от слабого развития магистральных интернет-каналов (это особенно видно в регионах) и заканчивая нормативно-правовыми моментами (трудности с отчетностью по оплате зарубежных услуг, соответствие закону о персональной информации и пр.). Но надо полагать, что в недалеком будущем облака Редмонда все же покроют и Россию.