В начале августа компания МТТ, крупный транзитный оператор связи, представила на рынке широкополосного доступа (ШПД) партнерский проект для операторов связи. Ключевое предложение в подобном формате — существенное снижение цены “входного билета” для региональных операторов ШПД, которым предлагается внедрить в своей сети множество дополнительных сервисов, полезных для повышения ARPU от абонентов проводного доступа в Сеть. Среди них есть как более-менее популярные услуги (IPTV, VoIP, Triple Play, антивирус), так и интересные ограниченному числу пользователей (родительский контроль, турбокнопка для временного увеличения скорости канала, видео по запросу, видеоконференцсвязь, VPN и т. д.) — всего порядка двух десятков сервисов.

Фактически число сервисов, которые сможет получить региональный абонент, сравнимо с тем, что предлагают операторы на развитых рынках в Москве и Санкт-Петербурге. Правда, выбора у партнеров, что сюда включать, а что нет, не существует: доступны только все услуги в пакете. Как будут разрешаться противоречия, если какая-то услуга уже внедрена в регионе собственными силами, не сообщается.

Предложение реализуется следующим образом: для пользователей компании-партнера создается отдельный доступ к действующим услугам МТТ, что позволяет запустить их все сразу без длительной подготовки и значительных затрат на юридические формальности и закупку клиентского и операторского оборудования. Правда, заключать договора с абонентами МТТ будет напрямую, как и они — оплачивать его услуги. Партнер получает конкурентное преимущество за счет увеличения набора услуг, возможности пакетировать тарифные планы для доступа в Сеть с дополнительными услугами (тарифная политика в регионах будет различной), а также получать агентское вознаграждение за привлечение клиентов (в среднем 10 долл. за каждого) и часть маржи от всех оказываемых им дополнительных услуг связи. Кроме продажи услуг МТТ планирует пополнить число клиентов своей голосовой связи: помимо междугородной связи рассматриваются проекты FMC (Fixed Mobile Convergence — конвергенция мобильной и фиксированной связи) с операторами “большой тройки”, но дальше самой общей проработки эти проекты скорее всего так и не пошли.

В целом подобную модель вряд ли можно считать “новой”, как оптимистично обозначено в пресс-релизе. По сути это классическая система взаимодействия базового оператора связи, который занимается строительством “последней мили” и предоставлением основной услуги (доступа в Интернет), и сервис-провайдера — фактически оператора для операторов, предлагающего за сравнительно небольшие деньги полный спектр дополнительных услуг связи. В ситуации, когда абонентская база каждой отдельной дополнительной услуги невелика (особенно в регионах), такая модель может иметь определенный смысл. К примеру, стоимость только контента для приличного проекта IPTV составляет 400—500 тыс. долл. в месяц (не считая расходов на техническое сопровождение системы, закупку клиентского оборудования и т. д.). Руководители МТТ утверждают, что у них это будет значительно дешевле. Кроме того, среди дополнительных бонусов — поставки партнеру необходимого оборудования со значительными отсрочками платежей. Поставщиком выступит компания Huawei, а “значительные отсрочки”, по мнению игроков рынка, — это порядка полугода, чего невозможно добиться небольшим фирмам из регионов со сравнительно скромными потребностями.

Технологическая платформа дополнительных сервисов, а также биллинговая система будут находиться централизованно в ЦОДе компании МТТ в Москве. Учитывая значительное число точек присутствия у МТТ во всех регионах страны и резервирование каналов связи, это решение можно считать вполне жизнеспособным. Вызывает вопросы лишь структура поддержки абонентов: несмотря на то, что МТТ декларирует поддержку по принципу 24×7×365 силами своего call-центра (доступ осуществляется по 8-800 — звонок бесплатный из любой точки России), пока неясна ситуация относительно технической связки служб поддержки. Ведь абоненту необходимо объяснить, по каким вопросам он должен звонить в МТТ (оказывается, по всем дополнительным услугам связи), а по каким — местному оператору связи (исключительно по поводу интернет-доступа): о поддержке какого-либо общего формата обмена данными заявлено не было, и это может стать проблемой в дальнейшем.

Согласно официальным данным, за четыре месяца подготовительной работы по партнерской программе “более 200 операторов ШПД проявили заинтересованность в предложенной стратегии взаимодействия, из них более 50 дали предварительное согласие” на совместную работу. Но это чересчур оптимистично. Ведь для подключения к таким сервисам одной готовности и активного желания операторов мало, они должны привести к единым стандартам свои зачастую весьма различные по техническому оснащению сети, обеспечить действительно скоростные каналы связи для передачи того же IPTV (МТТ как формальный поставщик дополнительных услуг связи обещает жесткие SLA региональным партнерам). Таким образом, пока что соглашения заключили только три оператора. Это столичный “Горком”, подмосковный “Инфолайн” и Курская телефонная компания — все локальные игроки с абонентскими базами 40—65 тыс. клиентов (корпоративных и частных).