“Не спешите расходиться, продолжение, скорее всего, следует”, — именно такой совет мы дали в мае прошлого года после объявления об отзыве предложения Microsoft о покупке Yahoo (см. PC Week/RE № 17/2008). Тогда мы выдвинули предположение, что речь идет лишь о завершении первого действия представления с вполне традиционным сюжетом — “второй и третий игроки объединяются против первого”. И вот, действительно, сейчас начинается новый акт этого представления, правда, не второй, а уже третий, но, скорее всего, завершающий.

В конце июля Microsoft и Yahoo объявили о заключении стратегического партнерского соглашения в сфере Интернет-поиска и онлайновой рекламы. Срок договоренности десять лет, но фактически с учетом темпов развития ИТ-рынка — оно является бессрочным. Исполнительный директор Yahoo Керол Барц подчеркнула, что достигнутое соглашение является “окончательным и исчерпывающим”. Впрочем, оно должно быть еще рассмотрено и одобрено регулирующими органами США. В прошлом году аналогичный вариант сделки Yahoo хотела реализовать с Google, но ее тогда фактически заблокировало министерство юстиции (компании сами отозвали проект после пяти месяцев безрезультатного изучения вопроса экспертами министерства). СЕО Microsoft Стив Балмер считает, что и сейчас получить разрешение властей будет не очень просто, но высказал уверенность в положительном исходе.

Скорее всего, он прав. По данным исследований, доля Google на рынке средств интернет-поиска в США составляет около 65%, Yahoo — 20%, а Microsoft — около 9% (в мире в целом позиции Google еще выше — по разным оценкам, до 70-75%). В этой ситуации вариант Google+Yahoo означал бы создание сверхмонополиста, в то время как Microsoft+Yahoo — это в нынешней ситуации фактически единственный вариант реального противодействия продолжающемуся усилению позиций Google. Опыт последних лет показывает, что в одиночку им за лидером угнаться не под силу.

По условиям нынешней сделки, Yahoo отныне будет использовать на всех своих сайтах только поисковик Microsoft, который недавно сменил название на Bing. Перспективы поискового движка Yahoo, который в свое время стал технологической основой всего бизнеса компании, теперь совершенно непонятны. Известно только, что Microsoft получила эксклюзивное право его лицензирования, что фактически означает, что технология переходит в руки Редмонда. Но что собирается с ней делать корпорация, не ясно. Собственно, у Microsoft есть два основных варианта: использовать каким-то образом разработки Yahoo в своем Bing или просто “зарыть и забыть” их. В любом случае для Редмонда представляет интерес команда разработчиков Yahoo, но о ее судьбе в официальном сообщении ничего не говорится.

Так или иначе, но получается, что на рынке Интернет вместо трех ведущих поисковиков останется два — Google и Microsoft. В результате Yahoo будет заниматься только контентом, маркетингом и продажами, превратившись в сугубо издательско-сервисную компанию, а все технологические вопросы перейдут к Microsoft.

Здесь самое время вспомнить о “первом действии” (неудачной попытке приобретения Yahoo корпорацией Microsoft), которое длилось с февраля по май 2008 года. Первая новость об этом вызвала настоящий шок на рынке в первую очередь своей рекордной суммой — 44,6 млрд. долл. Но фактически сразу аналитики обратили внимание на содержательный аспект сделки — речь шла о соглашении между компаниями из принципиально разных сегментов рынка (ИТ-продуктов и рекламных услуг), причем никогда прежде Microsoft не рисковала делать столь серьезные покупки для расширения своей сферы влияния.

Спокойный анализ ситуации показал, что собственно другого нормального варианта для продвижения сторон на Интернет-рынке и не просматривается. Несмотря на то, что Yahoo занимает последние году устойчивую вторую позицию, опережая Microsoft, в целом понятно, что в долгосрочной перспективе этой компании будет очень сложно выжить в тисках Google-Microsoft. В то же время и Microsoft, несмотря на отчаянные усилия последних лет, явно не успевает в гонке за Google. Правда, тут нужно уточить: бизнес Yahoo полностью завязан на Интернете, а для Редмонда поисковик — это лишь одно из направлений, хотя и важное в стратегическом плане, но не очень критичное в финансовом плане текущего момента.

Тогда, в первой половине 2008 года, стороны не сошлись в цене: Microsoft подняла свое предложение до 47,5 млрд. долл., но Yahoo посчитали, что это ниже ее рыночного потенциала. (Как показали дальнейшие события, такой исход для Microsoft оказался просто божьим даром. Через четыре месяца разразился кризис, фондовый рынок обвалился. В этих условиях Редмонд мог легко оказаться у черты разорения, так как нужно было бы оплачивать сделку по “докризисным ценам”. Можно представить, как переживали акционеры Yahoo, упустившие из рук столь “золотое” предложение.)

Но причина неудачи той сделки лежит не только в чисто финансовой стороне дела. Возможно, еще более важно то (об этом тоже много говорили эксперты), что речь шла о слиянии не просто двух компании, но и двух принципиально разных бизнес-моделей, и даже более того — корпоративных культур. Все понимали, что в этом случае Yahoo просто растворится со временем в корпорации Microsoft. Но при этом был не ясен ответ на такой вопрос: сможет ли Редмонд “переварить” такое приобретение, получит ли ожидаемый эффект?

В частности, было совсем не очевидно, кому достанется доля рынка Yahoo. Ведь пользователи могли мигрировать в сторону Google. Столь же непрогнозируемой была возможная реакция сотрудников Yahoo, в первую очередь ее разработчиков, которые по духу были ближе к Google, чем к Microsoft.

Собственно, именно под лозунгом “сохраним чистоту рядов Интернет-бизнеса” Yahoo и отвергла предложения Редмонда. И тут же стала на сторону Google — уже в начале июня 2008 года две компании заявили о намерении заключить партнерское соглашение, аналогичное нынешнему (правда, только на территории США и Канады). Но это был откровенно провальный проект, так как антимонопольные органы просто не могли его пропустить. Не говоря уже о том, что, сохранив “чистоту принципов”, Yahoo в этом варианте, возможно, ушла бы с рынка еще быстрее, чем в случае с Microsoft.

Итак, после второго действия, суть которого можно передать фразой “Yohoo пытается сохранить самостоятельность”, наступило нынешнее, третье. Иного и не могло быть: отрыв Google в условиях кризиса увеличивается. Об этом в частности, говорят и финансовые показатели Microsoft: направление ее онлайнового бизнеса уже много лет не приносит корпорации ничего, кроме убытков. По итогам последнего финансового года, завершившегося 30 июня, Microsoft Online Services Business продала услуг на 3,1 млрд. долл., т. е. на 3% меньше прошлогоднего результата, а убытки за год увеличились с 1,22 до 2,25 млрд. долл. Во втором календарном квартале доходы онлайнового бизнеса Microsoft упали на 13% (731 млн. долл.) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а бизнес Google вырос на 3% (5,52 млрд. долл.) при повышении чистой прибыли до 1,48 млрд. долл. (+19%). Что касается Yahoo, то ее продажи в этом же квартале снизились на 13% (1,57 млрд. долл.), а чистая прибыль подросла на 8% до 141 млн. долл.

В нынешнем варианте сделки между Microsoft и Yahoo речь идет не о покупке компании, а о партнерстве. Но большинство аналитиков, позитивно оценивая сделку (как оптимальный вариант для обеих сторон и для рынка в целом) уверены, что это только первый этап будущего поглощения, намекая при этом на возможность наличия дополнительных “секретных” статей договора. А вот финансовые условия соглашения вызывают откровенное разочарование у акционеров Yahoo. Впрочем, эксперты говорят, что такой вариант вполне соответствует реалиями сегодняшней рыночной ситуации (надо было продаваться, когда предлагали).

В прошлом году владельцы Yahoo могли получить почти пятьдесят миллиардов долларов (половину наличными, остальное акциями Microsoft), это примерно 33 долл. за акцию, при тогдашней их стоимости в 26-28 долл. Нынешняя цена — около 15 долл.

По условиям соглашения, никаких авансовых выплат наличными не будет. Вместо этого за продажу своего поисковика (а фактически это именно так) Yahoo в течение первых пяти лет получит 88% доходов от рекламы, которую Microsoft будет получать на сайтах Yahoo. Правда, из этого следует, что доходы Yahoo сократятся (до сих пор она получала 100%).

Однако участники сделки считают, что дело будет обстоять ровным счетом наоборот: объем продаж рекламы увеличится за счет повышения доли рынка. И, главное, Yahoo сможет снизить операционные расходы по разработке и поддержке ПО и в результате, по расчетам компании, будет получать 500-1000 млн. долл. дополнительной прибыли (правда, есть и более скромные оценки). Yahoo получила гарантию, что в течение первых 18 месяцев сможет сама распоряжаться операционной прибылью, но что будет после истечения этого срока, неизвестно.

Так или иначе, но эксперты считают, что нынешний вариант соглашения с Microsoft для Yahoo лучше, чем прошлогодний с Google. Вот еще одно интересное мнение аналитика Sanford Bernstein Джеффа Линсея: “В краткосрочной перспективе представляется, что сделка выгоднее для Yahoo. В долгосрочном плане она выгодна обеим компаниям”.