Первая половина нынешнего года завершилась, но ясности в вопросе о дальнейших перспективах российского ИТ-рынка по существу не прибавилось. Сегмент компьютерных мониторов — один из наиболее пострадавших. И именно на этот сегмент приходится основная часть бизнеса ViewSonic. О том, как в компании оценивают текущую ситуацию и какие шаги намерены принять в ближайшее время, 1-му заместителю главного редактора PC Week/RE Игорю Лапинскому рассказала глава представительства ViewSonic в России Инна Сорокина.

PC Week: Конец прошлого года и начало нынешнего оказались очень непростыми для большинства ИТ-вендоров в России. Как ваша компания прошла через этот период?

Инна Сорокина: Проблемы были у всей ИТ-индустрии и, конечно, в сегменте компьютерных мониторов, на который приходится основная часть нашего бизнеса. Рынок был явно переоценен вендорами. Ведь на протяжении ряда лет он активно развивался, буквально все считали его очень перспективным. Собственно, и сейчас так считают, исходя из того, сколько в стране инсталлировано компьютерных систем и сколько еще может быть инсталлировано или переоборудовано. Тем не менее уже в IV квартале прошлого года вслед за снижением покупательского спроса цены на мониторы полетели вниз, и основная наша задача в этом квартале, а также частично в I квартале нынешнего года заключалась в том, чтобы помочь партнерам распродать то, что скопилось на складах. Фактически у всех вендоров, не имевших собственных складов в России, партнеры пострадали. В сегменте мониторов ситуация оказалась, пожалуй, даже более острой, чем в других, потому что здесь большие объемы поставок, большая зависимость от розницы и к тому же произошел быстрый обвал цен — с июля по декабрь они упали если не в два раза, то близко к тому. Что-то нам удалось распродать еще в декабре, и по результатам года оборот ViewSonic в России в целом увеличился в денежном выражении на 4%, главным образом за счет первых трех успешных кварталов. При этом продажи ЖК-мониторов выросли на 10%, что позволило нам сохранить свою долю рынка (более 7%). Но к оценке перспектив I квартала нынешнего года мы подошли очень осторожно, чтобы не повторить ситуацию предыдущего квартала. Теперь уже ясно, что это было правильное решение. Хотя у нас несколько упала рыночная доля, уже к февралю мы решили свои основные проблемы, и в целом итоги квартала я оцениваю позитивно. Мы продали столько, сколько запланировали и сохранили всю нашу команду (сокращения имели место только на Украине). Хочется верить, что уже в III и IV кварталах ситуация начнет улучшаться.

PC Week: Как вы считаете, наиболее тяжелый для рынка мониторов период уже пройден?

И. С.: Оценивать сейчас ситуацию на рынке — дело неблагодарное. Все ведь с самого начала года понимали, что она будет развиваться очень неравномерно, но полагали, что такой трудно прогнозируемый период ограничится I кварталом, а оказалось — как минимум первым полугодием. II квартал показал, что рынок продолжает падать — в мае он сократился на 50% по сравнению с маем прошлого года. С другой стороны, ситуация сейчас более понятна, чем в IV квартале, потому что, во-первых, компании свыклись с кризисом и работают исходя из краткосрочных прогнозов, а во-вторых — спрос все равно есть. И мы сейчас принимаем меры для того, чтобы жить и работать в сложившихся на данный момент условиях. Многие вендоры уже завозят новую продукцию, в каких-то категориях её даже не хватает, в том числе и у нас. В целом хотелось бы верить, что кризис достиг своего дна, но пока мы будем придерживаться осторожной политики в планировании продаж и закупок, и в тоже время думать о перспективе.

PC Week: Недавно я просмотрел цены на мониторы в федеральных сетях и мне показалось, что они существенно снизились даже по сравнению с декабрьскими. С чем это связано и можно ли зарабатывать при таких ценах?

И. С.: Я в мониторной индустрии с 2005 г., и на моей памяти средняя цена мониторов всегда падала. Это общая тенденция. Но сейчас, с одной стороны, на цены еще, видимо, оказывают влияние стоки. С другой — средняя цена мониторов упала в связи с тем, что основной спрос сместился в область малобюджетных категорий продуктов. Если раньше у нас 70% проданных мониторов приходилось на мэйнстрим-линейки, а 30% — на премиум-класс (это очень хороший показатель для индустрии), то теперь у всех вендоров 90% продаж обеспечивают модели младших категорий. Но зарабатывать сейчас можно, тогда как в IV квартале это мало кому удавалось. Однако не надо забывать, что объем рынка упал, а компаниям, чтобы чувствовать себя нормально, нужны обороты. Конечно, есть нишевые игроки, они продают мало и дорого. ViewSonic не из этой группы. Компания входит в группу ведущих игроков, которые работают на малой марже и которым нужно обеспечивать достаточно большие объемы продаж.

PC Week: Когда-то на российском рынке мониторов было представлено множество торговых марок. За последние годы их число существенно сократилось. Как вы думаете, этот процесс продолжится?

И. С.: Действительно, аналитические агентства уже включают в свои отчеты меньшее, нежели ранее, число игроков, и то же самое говорят наши партнеры — большими вендорами они продолжают заниматься, а до маленьких уже не доходят руки. Поэтому, наверное, нишевые вендоры, у которых есть свои специфические продукты и свои постоянные покупатели, останутся на рынке. Но число игроков на общем поле сократится за счет тех, кому не удалось предложить “правильные” продукты, выстроить должным образом канал и логистику, закрепиться в ритейле, поддержать в трудное время своих партнеров. Но кто может уйти с рынка и как скоро, судить не берусь.

PC Week: Из крупных игроков на рынке мониторов ViewSonic сегодня, пожалуй, единственная, у которой бизнес практически полностью этим сегментом и определяется…

И. С.: Да, по итогам прошлого года на ЖК-мониторы приходится 95% нашего бизнеса. Остальные 5% — это мультимедиа-проекторы. Данное направление довольно успешно развивается — в 2008 г. мы продали на 80% больше проекторов, чем в предыдущем году, и наша доля на этом рынке, по оценкам аналитиков, выросла с 2,5 до 3,7%. Но рынок мультимедиа-проекторов в России еще сравнительно мал. И перед нами сейчас стоит задача диверсификации бизнеса. Нужно искать дополнительные сегменты, в которых можно зарабатывать, и предлагать новые продукты, что мы и намерены сделать в ближайшее время. Но от своей специализации — визуальных технологий — мы если и отойдем, то не очень далеко.

PC Week: На вашем сайте наряду с компьютерными мониторами и мультимедиа-проекторами представлены также информационные панели. Каковы ваши планы в этом направлении?

И. С.: В прошлом году мы вышли на этот рынок с небольшой линейкой коммерческих дисплеев и медиа-плейеров, и у нас даже было несколько поставок в корпоративный сегмент, но пока это направление остается у нас в перспективе. Я думаю, мы вернемся к нему, наверное, к концу года. Это проектный бизнес, и там есть свои профессиональные игроки. ViewSonic заявила о себе на этом рынке и сейчас работает над формированием полноценной линейки продуктов. У нас уже есть свое программное обеспечение для управления системами класса Digital Signage, так что речь идет о поставке комплексных решений.

PC Week: Мы уже знаем, что у ViewSonic появились свои нетбуки и неттопы. Говоря о новых продуктах, которые появятся в России в ближайшее время, вы имели в виду именно эти устройства?

И. С.: Да, мы выходим на новые для нас рынки нетбуков и неттопов, и я думаю, что в России наши продукты для этих сегментов появятся уже в августе. Поначалу мы представим небольшую линейку, но в ней будут модели и для корпоративных заказчиков, и для потребительского сегмента. В частности, мы предложим неттоп, который можно закрепить на задней панели монитора — компактное и удобное решение для офиса. Кроме того, выпустим на рынок решение класса all-in-one на основе 19-дюймового монитора. У него очень интересный дизайн и вполне достойные технические характеристики. В дальнейшем линейка будет расширяться.

PC Week: Вы хотите выйти на рынок, где уже представлены крупные и хорошо известные покупателям вендоры и предлагаются в значительной мере унифицированные решения. За счет чего вы намерены конкурировать с ними? Предложите более низкие цены?

И. С.: У нас есть достойные продукты, но это, безусловно, еще не гарантирует успех. Залог успеха во всей выстроенной системе: бренд, продукт, канал, логистика, маркетинг, поддержка. У нас все это есть, и почему бы это не использовать? Мы не претендуем сразу на значительную долю рынка, но хотим расширить наше предложение партнерам. ViewSonic очень ориентирована на канал и всегда, продвигая свою торговую марку, старалась прежде всего дать партнерам заработать. Такой же стратегии мы будем придерживаться и сейчас. Стратегия прайс-лидера очень уязвима и очень затратна, а в нынешних условиях для нас совершенно бесперспективна, поскольку всегда найдется какой-нибудь производитель, который предложит продукт чуть дешевле. И что тогда? Генерировать потребительский спрос — хорошая стратегия, но чрезвычайно затратная. Не многие сейчас могут себе это позволить. Сейчас даже гиганты ориентируются прежде всего на рентабельность, а не на обороты.

PC Week: ViewSonic продает исключительно через партнерскую сеть. За время кризиса она трансформировалась? Вы планируете какие-либо изменения в партнерской политике?

И. С.: Если говорить о партнерах первого уровня, то тут изменений нет. А вот партнеров второго уровня стало меньше — одни разорились или просто ушли с рынка, другие объединились, и не исключено, что численность сети еще будет сокращаться. Но сейчас самое важное для нас — это надежность партнера. Свою партнерскую программу мы в целом оставили неизменной: та же система выплат, те же критерии, та же маркетинговая поддержка. Но теперь мы более целенаправленно используем выделяемые фонды.

В принципе мы рассчитывали увеличить долю продаж через федеральные сети. У нас вполне успешный опыт работы с ними — условия, естественно, постоянно меняются, но всегда удается найти приемлемые решения. Но сейчас не берусь что-либо прогнозировать. Скорее, розница займет в нашем бизнесе больше места только после того, как стабилизируется рубль и восстановятся потребительские кредиты.

PC Week: Не планируете открытие своего склада в России и переход на прямые поставки?

И. С.: Все, желающие остаться на этом рынке, об этом задумываются, тем более что уже есть вендоры, работающие по такой схеме. Ведь основная задача сейчас — предложить партнерам более интересные условия. Все упирается в длительность кредитных линий, и мы готовим сейчас свое предложение для партнеров, которое будет более привлекательным по сравнению с действующим. Это еще не открытие склада, хотя и этот вопрос прорабатывается. К этому, я думаю, тоже со временем придем. Ведь если выстраиваешь нормальные отношения с партнерами, то в любом случае риски приходится делить. Когда полтора года назад один из наших уважаемых конкурентов открыл склад в России, было много шума по поводу того, что у дистрибьюторов отнимают хлеб. Но грянул кризис, цены пошли вниз, а курс доллара вверх, и всем всё стало понятно. Наши конкуренты уже сделали свой шаг, и в штаб-квартире ViewSonic прислушались к нашему мнению и нашим предложениям. Кризис, я думаю, только подтолкнет этот процесс.

PC Week: Спасибо за беседу.