В газете “Коммерсантъ” появилась информация о том, что фирма “1С”, возможно, продаст какую-то долю своего бизнеса внешним инвесторам. Почти одновременно на сайте компании был опубликован пресс-релиз, в котором фактически подтверждается эта информация: никакие конкретные шаги в нем не обсуждаются, но говорится о том, что компания “рассматривает различные варианты получения внешних инвестиций” и намерена “развиваться как большой холдинг, привлекать инвестиции, за счет этого увеличивать свои производственные активы и в дальнейшем выходить на IPO”.

“Коммерсантъ” же приводит сведения о том, что фонд Baring Vostok Capital Partners в настоящее время проводит due diligence (проверку благонадежности финансового состояния) группы компаний “1С”, скорее всего именно он может стать совладельцем бизнеса “1С”. Впрочем, возможно, такое исследование выполняется в интересах другого потенциального инвестора.

Обычно due diligence занимает от двух до шести месяцев, в случае “1С”, по мнению экспертов, такая работа может длиться три-четыре месяца, так как компания имеет очень сложную структуру. Помимо собственно головной фирмы в холдинг входит несколько десятков самостоятельных подразделений, дочерних и совместных предприятий. Известно (по неофициальным данным), что сегодня владельцами “1С” является группа физических лиц, стоявших у истоков основания фирмы, в том числе СЕО “1С” Борис Нуралиев. Хотя стратегия развития компании действительно обсуждается коллегиально, но общепризнанно то, что решающее слово принадлежит ее бессменному руководителю.

Фактически единственный пример выхода российской ИТ-компании на фондовый рынок — группа IBS, которая два года назад разместила 33% своих акций в виде депозитарных расписок (GDR) среди частных инвесторов. Тогда ее общая капитализация составила 340 млн. долл. (по состоянию на июнь 2009 г. — лишь 129 млн. долл.). По мнению аналитиков, “1С” до кризиса оценивалась не менее чем в 1 млрд. долл., сегодня ее рыночная стоимость составляет 500—600 млн. долл. Наблюдатели полагают, что учитывая размеры компании и потенциальных покупателей, речь может идти о сделке не менее чем на 100 млн. долл., т. е. около 20% акций “1С”.

Вопрос о возможности выхода “1С” на фондовый рынок в течение последних нескольких лет задавался Борису Нуралиеву (в том числе на пресс-конференциях) неоднократно. Однако руководитель фирмы неизменно отвечал, что не видит в этом необходимости, повторяя при этом, что “были бы идеи, а деньги под их реализацию мы найдем”. В то же время он неоднократно подчеркивал, что компания не считает нужным использовать внешние заимствования, учитывая возможные риски, в том числе в плане сложившейся системы управления огромной “1С"-отраслью.

В целом эксперты давно отмечали, что компания реализует довольно осторожную стратегию развития, например, явно не форсируя расширение своего бизнеса за счет освоения новых направлений рынка. Впрочем, это верно только отчасти: за последние 15 лет в дополнение к своему направлению экономического ПО “1С” сформировала не менее мощное подразделение мультимедийно-игрового софта, во многом благодаря как раз очень взвешенной — неторопливой, но последовательной — политики приобретений. Так, в августе прошлого года “1С” приобрела своего главного конкурента компанию “Бука” и стала безусловным лидером российского игрового рынка.

Однако в области разработки делового ПО “1С” явно ориентируется на вариант “роста изнутри”, избегая серьезных приобретений. Чуть ли не единственный пример тут — покупка в 1997 г. компании “ИСТ”, которая позволила “1С” сделать серьезный прорыв в сегмент ПО для складского учета. Но как раз тот пример показал руководству фирмы наличие проблем, связанных с интеграцией (технологической и организационной) приобретений в структуру компании. С тех пор компания придерживается тактики “совместных” предприятий, которые, опираясь на инвестиционные возможности “1С”, развивают самостоятельный бизнес (наиболее яркий пример тут — “1С-Битрикс”).

Что же заставило “1С” изменить свою позицию в отношении IPO и внешних заимствований? Ответ в целом представляется вполне очевидным: размер компании настолько вырос, что ее форма закрытого частного предприятия уже не соответствует содержанию бизнеса и стратегическим задачам его развития. Вполне вероятно, некоторую роль катализатора сыграл и кризис.

Кризис — это новые возможности для передела рынка, сфер влияния. Потери понесли все игроки, но кто-то получил “легкие ранения”, а кто-то — почти смертельные. Как раз самое время завоевывать новые позиции. Правда, для этого нужны средства, которых как раз сейчас ни у кого нет. Конечно, кризис — это не очень хорошее время для продажи своих акций (цена “1С” упала почти в два раза). Но с другой стороны, многие интересные “компании-товары” подешевели еще больше — в 4—5 раз.

Собственно, сейчас интересен такой вопрос: желание привлечения внешних инвестиций — это вынужденный шаг со стороны “1С” для решения каких-то внутренних проблем или за этим стоит намерение вложить средства в расширение своего бизнеса? Здесь стоит напомнить, что финансовые проблемы многих компаний на Западе (например, Sun) связаны именно с необходимостью срочного покрытия кредитов, взятых ранее для приобретений на рынке. Может быть, аналогичные трудности появились и у “1С” для покрытия расходов на покупку той же “Буки”, сделанную в крайне неудачный момент — буквально перед обвалом фондового рынка?

Хотя наиболее вероятным все же представляется оптимистичный вариант, в результате которого “1С”, скажем, решится на радикальное усиление своих позицией в сегменте систем управления документами. А может быть, наконец, отважится и на продвижение своего экономического ПО на зарубежные рынки.

Однако в данной ситуации гораздо больший интерес представляет не финансовый, а организационный аспект. “1С” известна на рынке как компания с очень жестко централизованной системой управления. До сих пор этот подход демонстрировал свою эффективность, но понятно, с ростом бизнеса необходимо переходить на более гибкие, децентрализованные модели управления. Именно на этот момент делается акцент и в пресс-релизе “1С”, где, в частности, говорится о намерении “построить большую устойчивую эффективную корпорацию, конкурентоспособную относительно других гигантов”.

Так или иначе, но официальное заявление “1С” о намерении двигаться в сторону преобразования в публичную компанию — это событие для российского ИТ-рынка, демонстрирующее о выходе отрасли на качественно новый уровень зрелости. Кстати, 500—600 млн. долл. капитализации — это очень неплохо в разгар кризиса даже по мировым меркам, а уже тем более для развивающегося ИТ-рынка.