В последние годы много говорится о выходе фирмы “1С” на корпоративный рынок, но за этими разговорами ушла на второй план тема деятельности компании в государственном секторе. Этот вопрос обозреватель PC Week/RE Андрей Колесов выяснял в беседе с заместителем директора “1С” по работе с корпоративными клиентами Мариной Слесаренко.

PC Week: Как бы вы охарактеризовали деятельность “1С” в госсекторе?

Марина Слесаренко: Я бы хотела ответить на этот вопрос с пояснения концептуальной стратегии “1С” в целом. Мы довольно часто говорим о выходе компании на новые рынки. Это правильно, поскольку сферы нашего бизнеса действительно расширяются. Но нужно подчеркнуть, что процесс “выхода” является взаимными для нас и наших заказчиков.

Философия “1С” — это работа на массовом рынке. Не узкоспециализированные продукты и не ориентация на эксклюзивных заказчиков, а ПО широкого применения и индустриальные методы его продвижения и внедрения. С госсектором мы работаем давно, в различных направлениях, и он для нас является очень важным. Госсектор во многом отличается от коммерческого рынка, но в целом мы здесь также остаемся верны нашей изначальной бизнес-концепции.

PC Week: Какие продукты и решения вы здесь предлагаете?

М. С.: Тут мы работаем в двух основных направлениях. Первое — автоматизация учетно-финансовой деятельности министерств, ведомств и учреждений бюджетной сферы. Это направление развивается в рамках “1С:Предприятия” как достаточно самостоятельная ветвь со своей продуктовой линейкой. ПО для автоматизации бухгалтерии бюджетных учреждений мы выпускаем с середины 90-годов, а с начала этого десятилетия стали активно развивать решения для распорядителей бюджетных средств, позволяющие обеспечить планирование бюджетов и контроль их исполнения в подведомственных структурах со стороны руководящих ведомств, в т. ч. сбор сводной отчетности.

Задачи учета и управления в бюджетной сфере в значительной степени отличаются от таковых в коммерческом сегменте. Они определяются не на уровне отдельных организаций, а законодательно, при этом жестко регламентируются. Изменения в бюджетном законодательстве происходят регулярно, при этом нередко предполагают серьезную перестройку методологии учета, что требует от разработчика программного обеспечения высокой оперативности и больших постоянных усилий.

Большое внимание мы уделяем автоматизации административно-финансовой деятельности образовательных учреждений, сейчас начали активно развивать решения для медицины. В этих областях наряду с общими управленческими и учетными задачами есть и много специальных вопросов (например, поддержка новой системы оплаты труда учителей ).

Второе очень важное для нас направление — информатизация образовательной сферы, в первую очередь программные продукты и учебно-методические материалы, которые могут использоваться как учителями при проведении занятий, так и учащимися в рамках самоподготовки. Мы предлагаем широкий спектр программ на базе специальной технологической платформы “1С:Образование”. При этом мы совместно с партнерами занимаемся созданием не только программ, но и образовательного контента.

PC Week: Почему вы не форсировали перевод продуктов для бюджетной сферы на платформу “1С:Предприятие 8"?

М. С.: Напомню, что параллельно с выпуском наших первых решений на платформе “1С:Предприятие 8” мы проводили без преувеличения огромную работу для поддержки перехода бюджетных учреждений на новый порядок учета. В тот период одновременное освоение кардинальных изменений бюджетного законодательства и переход на новую технологическую платформу стали бы для большинства бюджетников непосильной задачей. Это потребовало бы от них очень серьезных дополнительных ресурсов на обучение, модернизацию техники и т. д. Поэтому до недавнего времени развитие этого ПО шло на основе платформы 7.7. А в последний год ситуация изменилась. Очередные изменения законодательства, направленные в первую очередь на повышение эффективности расходования бюджетных средств, требуют более мощных, функциональных и эффективных систем. Как раз в начале этого года мы выпустили новые версии программ для бюджетной сферы на базе “1С:Предприятия 8”.

PC Week: Как организационно построена работа с государственными заказчиками — продажа и внедрение ПО?

М. С.: Прежде всего надо сказать, что мы работаем со всеми нашими потребителями, в том числе и государственными, только через партнеров. Но тут есть две схемы. Первая касается автономных, относительно небольших проектов. Учреждение само решает что-то автоматизировать у себя и действует по обычной схеме — выбирает нашего партнера, приобретает у него продукт и реализует проект, с помощью партнера или самостоятельно. Я должна подчеркнуть, что в общей системе “1С:Франчайзи” у нас есть несколько категорий отраслевой специализации, в том числе выделена сеть Центров компетенции по бюджетному учету. Мы рекомендуем заказчикам в первую очередь работать с партнерами, имеющими этот статус.

Второй вариант — это реализация крупных проектов: федеральных, региональных, ведомственных, когда речь идет внедрении продуктов в большом числе подведомственных организаций. Обычно в таких случаях заказчик по вполне понятным причинам хочет видеть в качестве генерального исполнителя именно “1С”. В таком качестве выступает наша специализированная структура, которая занимается сложными распределенными проектами для государственного сектора. Но должна подчеркнуть: эта структура не занимается напрямую собственно внедрением или настройкой “1С:Предприятия”. Она выполняет исключительно функции генерального подрядчика, формирующего команду исполнителей из числа наших партнеров и управляющего выполнением проекта в целом. Я могу сказать, что у нас были проекты, в которых было задействовано до 70 партнеров, работавших параллельно по территории всей страны.

PC Week: Какое место в целом занимает бюджетная сфера в бизнесе “1С"?

М. С.: Из более чем 1 млн. организаций, использующих “1С:Предприятие”, более 10% — пользователи наших решений для бюджетных учреждений.

PC Week: Спасибо за беседу.