C 2003 г. каждую весну группа “Электронные офисные системы” (ЭОС) проводит конференции, ориентированные на своих бизнес-партнеров. Не стала исключением и нынешняя весна. С 8 по 10 апреля в Подмосковье состоялась седьмая конференция такого рода. Она прошла под названием “Весенний документооборот — 2009” и помимо 27 сотрудников ЭОС собрала свыше 80 представителей 45 компаний из 29 городов России, Белоруссии и Украины.

“Кризис заставил многих конечных пользователей переосмыслить свое отношение к системам электронного документооборота (как классическим, так и комплексным) и осознать, что их внедрение может действительно повысить эффективность деятельности предприятий и организаций самых разных размеров, — сказал генеральный директор компании ЭОС Владимир Баласанян. — Нас радует, что около 30% приехавших на нынешнюю конференцию — представители наших новых партнеров”.

“Аналитики считают, что в большинстве компаний объем документооборота ежегодно увеличивается примерно на 20%, — отметил руководитель проекта хабаровского ООО “ДиЛеMMа” Юрий Кособринов. — Это утверждение очень близко к истине. Так, у одного из первых наших клиентов — Министерства здравоохранения Хабаровского края — документопоток с 2004 по 2008 гг. вырос с 5000 до 12 000 документов в год. Аналогичные темпы роста данного параметра показывают и коммерческие организации, с которыми мы работаем”. По его словам, чтобы не утонуть в этом потоке, руководителям компаний ничего не остается, как автоматизировать данный процесс. Если среднее звено уже давно работает с документами в электронном виде, а руководители пока действовали по старинке, то в настоящий момент и топ-менеджеры инициируют перевод собственной работы над документами из бумажного в электронный вид. СЭД позволяют руководителю не только проконтролировать своевременность исполнения заданий, но и заблаговременно предупредить сотрудника о необходимости исполнить порученные ему задания.

“Системы электронного документооборота повышают управляемость компании, а это существенный фактор, тем более в период кризиса. Поэтому на потребности предприятий во внедрении СЭД кризис повлиял “разнонаправленно”. С одной стороны, в связи с желанием работодателей выполнять прежнюю работу посредством меньшего количества людей эти потребности увеличились, а с другой — денег на инновации у предприятий стало меньше. Но новые клиенты появляются у нас и во время кризиса. Совсем недавно я беседовал с первым лицом компании, в которой работает около 1000 человек. Так он готова выложить за проект по внедрению СЭД примерно 1 млн. руб. По их оценкам, данные инвестиции в сочетании с определенными организационными мерами (включая штрафы за просроченные поручения) и c учетом антикризисных скидок ЭОС могут окупиться в течение полугода”, — добавил г-н Кособринов.

Очевидно, одним лишь внедрением соответствующих программно-аппаратных комплексов проблема повышения эффективности документооборота не решается. Необходимы также тщательно продуманные организационные меры. “Когда все предприятия в нашей стране были государственными, то их сотрудники, ответственные за документационное обеспечение, были обязаны придерживаться соответствующих правил и стандартов. С развалом Союза развалилась и система обязательного регулирования процедур делопроизводства на всех стадиях жизненного цикла документа, особенно в организациях, которые перестали быть государственными, — считает cооснователь и директор новосибирского ООО “Архивная экспертиза” Дмитрий Осипов. — Частные предприятия на этапе своего становления документообороту, как правило, не уделяли должного внимания. Но когда документов появилось много и в них стало трудно ориентироваться, ситуация изменилась. Мы уже семь лет проводим курсы по грамотной организации документооборота и работы с архивными документами. И интерес к этим курсам — через них прошли специалисты многих средних и крупных предприятий и организаций Новосибирска — c каждым годом усиливается”.

Рынок СЭД через призму бизнеса ЭОС

О разнонаправленном влиянии кризиса на рынок СЭД свидетельствует и весьма волатильная поквартальная динамика оборотов группы ЭОС, на долю которой, по данным некоторых аналитических агентств, вот уже много лет приходится свыше половины внедрений СЭД в нашей стране. Так вот, если в I квартале 2008 г. (Q1/2008) выручка ЭОС на 35% превышала аналогичный показатель Q1/2007, во II квартале минувшего года данное соотношение равнялось 23%, а в III квартале оно упало до 19%, то в IV квартале этот показатель поднялся до 37%. “Данный факт объясняется не тем, что пик кризиса пройден или тем, что на этот последний квартал традиционно пришлось закрытие проектов, в которых используется наше программное обеспечение, — считает генеральный директор “ЭОС (Софт)” Виктор Шахвердов. — Всё большая доля наших продаж приходится на регионы. А в Q4/2008 клиенты многих наших региональных партнеров решили расплатиться с ними в рамках действующих договоров в страхе перед тем, что в 2009 г. им могут срезать финансирование”. Итоги I квартала группы помесячно выглядят следующим образом: январь 2009 г. прошел вровень с январем 2008-го, февраль 2009 г. оказался на 70% хуже февраля 2008-го, зато продажи марта 2009 г. на 14% превысили продажи марта 2008-го. Общий оборот ЭОС в 2008 г. превысил аналогичный показатель 2007 г. на 27,3%.

А вот как выглядят итоги работы ЭОС в натуральном выражении: если к концу 2007 г. в России и других странах СНГ общее число предприятий и организаций, использующих продукты компании, подошло к отметке 1500, то к концу 2008 г., по оценке ЭОС, их стало уже свыше 2000, а количество партнеров официальных партнеров компании увеличилось с 200 (к концу 2007 г.) до 220.

“Сейчас в продажах компании 82% занимает система “Дело”, — рассказал Виктор Шахвердов. — На втором месте идут “Кадры”, третье занимает “Архив”. В то же время мы предполагаем, что наши новые продукты, в частности eDocLib и EOS for MOSS, позволят нам закрепиться в новых вертикальных и горизонтальных сегментах. Продажи новых продуктов быстро растут, например, несколько тысяч лицензий eDocLib было поставлено в одно из силовых ведомств России”.

По словам Владимира Баласаняна, в минувшем году на госструктуры пришлось 48% оборота группы, оставшиеся 52% доходов ей обеспечили банковский сектор (12%), топливно-энергетический комплекс (8%), производственные предприятия (7%), торговые компании (6%), строительные организации (5%), научные и образовательные учреждения (5%), медицинcкие структуры (5%) и другие отрасли (4%). “Принято считать, что продукты ЭОС ориентированы преимущественно на государственные структуры. Но на самом деле это не так, — подчеркнул он. — Наши продукты универсальны и могут применяться в самых различных отраслях”.

Что ждёт российский рынок систем электронного документооборота во II—IV кварталах 2009-го? “На этот вопрос — в силу неопределенности макроэкономической ситуации в мире — точный ответ не может дать никто, — считает Виктор Шахвердов. — Но для ИТ-рынка нынешняя ситуация радикально отличается от кризиса 1998 г. Тогда зарплаты в России были намного меньше среднеевропейских и владельцы предприятий могли не особенно заботиться о численности персонала и снижать свои затраты за счет экономии на информационных технологиях. Теперь же персонал повсеместно стоит достаточно дорого и компьютеризация бизнес-процессов, в том числе и документооборота, может дать значительный экономический эффект. Едва ли нынешний финансово-экономический кризис закончится в ближайшие месяцы. Поэтому бюджеты многих предприятий и организаций скорее всего будет снова секвестированы. И не исключено, что для игроков рынка СЭД наиболее урожайным может оказаться не IV квартал (как это обычно бывает), а III или даже II, когда “по цепочке” начнется освоение денег, выделенных из госбюджета”.

“Конкуренция на российском рынке CЭД обострилась, но никто из ведущих игроков данный рынок пока не покинул и в обозримом будущем едва ли покинет, — считает Владимир Баласанян. — Однако высокозатратные и долгоиграющие проекты в области СЭД сейчас явно отошли на второй план”. Впрочем, такого рода проекты в настоящее время отошли на второй план не только в области СЭД.