Тема виртуализации ИТ-ресурсов обсуждается в российском компьютерном сообществе уже довольно давно, но, судя по всему, именно в 2008 г. в жизненном цикле этого технологического направления произошел решающий перелом, в результате которого средства виртуализации из предмета изучения стали превращаться в реальный инструмент повышения эффективности корпоративного ИТ-хозяйства. Так, в нашем прошлогоднем обзоре по виртуализации основной акцент делался на перспективности средств виртуализации и обсуждении ее достоинств больше на качественном уровне, однако уже к осени обсуждения темы стали более конкретными и привязанными к реальной действительности.

Чтобы разобраться в происходящем сегодня в области применения средств виртуализации, мы обратились к представителям ряда ведущих игроков этого рынка.

Основные итоги 2008 г.

На рынке идут два взаимосвязанных процесса: расширяется общее потребление средств виртуализации и одновременно увеличивается число вендоров и расширяется спектр предлагаемых ими продуктов. Несмотря на быстрый рост спроса, который даже в мире оценивается десятками процентов, конкуренция среди поставщиков резко усиливается, причем борьба идет не за доходы в текущем году, а за положение на рынке с прицелом на стратегическую перспективу.

Специфику 2008 г. в жизненном цикле виртуализационного рынка хорошо охарактеризовал Алексей Ильин, который, вспомнив об общей диалектике отраслей хай-тек от Джеффри Мура, констатировал, что как раз в прошлом году тут произошел переход от “раннего” рынка энтузиастов и последователей к массовому рынку прагматиков и консерваторов. По его словам, в России накоплена необходимая критическая масса опыта внедрений и использования средств виртуализации, которая позволяет перейти к их более широкому применению у заказчиков, в том числе из категории малого и среднего бизнеса.

Событий на рынке в минувшем году было много, но главным из них, наверное, можно назвать выпуск гипервизора Hyper-V, ознаменовавший начало широкого выхода на этот рынок Microsoft. И хотя, как считают многие аналитики, виртуализационные продукты этой корпорации по своим возможностям еще отстают от лидирующих на рынке решений, сам факт появления такого игрока стал мощным фактором развития и реструктуризации рынка. Речь, в частности, идет о начале ценовой борьбы, в результате которой в категорию бесплатных перешли гипервизоры ведущих поставщиков.

Говоря о том, что виртуализация стала более доступной, Виктор Городничий напомнил, что еще два года назад лицензия VMware ESX Standard для одного сервера стоила около 4000 долл. А сейчас заказчики могут использовать бесплатный ESXi, сопоставимый по своим возможностями с ESX Standard образца 2007 г. В свою очередь, ESX Standard в 2008 г. приобрел новый функционал, ранее доступный только в Enterprise-версии. Но при этом представитель HP отметил, что стоимость решений по виртуализации для крупных предприятий не изменилась, но сами продукты получили новый улучшенный функционал. Хотя базовые решения по виртуализации доступны практически всем организациям, стоимость решений по виртуализации ЦОДов остается на прежнем, довольно высоком уровне.

Переход виртуализационного рынка в качественно иную фазу развития ставит поставщиков перед необходимостью корректировать свою стратегию в соответствии с новыми условиями и задачами. Наиболее ярким проявлением этого стала смена прошлым летом руководства лидера рынка, компании VMware, что объяснялось необходимостью поддержки динамики бизнеса в условиях обострившейся конкурентной борьбы. Довольно четко также обозначилась тенденция перетекания виртуализационной тематики в формирующуюся сферу “облачных” вычислений. Кроме того, на фоне полного восприятия рынком идей серверной виртуализации отмечается и заметное повышение интереса к возможностям виртуализации рабочих мест пользователей (Virtual Desktop Infrastructure).

В целом можно сказать, что виртуализация стала фундаментальной технологией ИТ-отрасли, в результате чего мы сейчас можем наблюдать еще один качественный перелом на рынке в целом. Как известно, средства виртуализации появились в свое время для решения задач обеспечения работы унаследованных приложений (вопросы консолидации обозначились позднее). И до сих пор виртуализационное ПО постоянно подстраивалось под уже существующие стандарты, программные и аппаратные средства. Теперь же сами виртуализационные технологии начинают задавать стандарты для остальных ИТ-компонентов. На этот момент, в частности, обратил внимание Алексей Ильин, подчеркнувший, что новые стратегии производителей ПО и оборудования теперь включают оптимизацию их решений в план поддержки виртуальных сред.

Чего можно ожидать в 2009 г.

По мнению наших экспертов, современный этап развития мирового рынка виртуализации можно охарактеризовать как активный переход к ее промышленному внедрению в организациях любых масштабов, а не только в крупных корпорациях. При этом, по мнению Сергея Халяпина, появление новых продуктов, скорее всего, будет сопровождаться изменениями условий лицензирования и расширением спектра бесплатных решений для малых предприятий.

Свою оценку ситуации Виктор Городничий сформулировал так: “К настоящему моменту на рынке виртуализации серверов стандартной архитектуры сформировалась тройка ведущих игроков: VMware, Citrix и Microsoft. Наиболее зрелые решения предлагает VMware, именно они используются в большинстве крупных компаний в России”. По его оценке, расстановка сил в течение года не изменится, хотя Microsoft может увеличить свою рыночную долю.

Илья Крутов обратил внимание на то, что в 2009 г. можно ожидать стремительного повышения спроса на решения виртуализации клиентских рабочих мест. С таким прогнозом согласны и другие наши эксперты, но Павел Егорихин считает, что развитию направления Hosted desktops (такое название Microsoft использует в качестве синонима VDI) будет способствовать включение данного сценария как элемента базового функционала в Windows Server 2008 R2, который выйдет до конца нынешнего года. Кроме того, в связи с ожидаемым обновлением клиентских ОС можно надеяться, что повысится спрос на средства виртуализации настольных ОС и приложений для решения вопросов совместимости.

Характеризуя специфику текущего момента, Алексей Ильин представил такую точку зрения: “Базовые задачи по консолидации серверов — почти пройденный этап с успешным референсным эффектом и богатой внедренческой экспертизой. Поддержка критичных для бизнеса приложений, управление данными, решения для отказоустойчивых архитектур и систем повышенной готовности и надежности — это передний фронт сегодняшних задач для участников данного рынка”. А далее, считает он, учитывая технические возможности средств виртуализации и стратегические амбиции ведущих игроков, можно с достаточной долей уверенности предположить, что встанет задача модификации части стандартов в индустрии вычислительных систем и средств сетевых коммуникаций с учетом требований виртуальных сред.

Как известно, один из главных эффектов консолидации серверов заключается в повышении эффективности использования ресурсов. Но при этом нужно иметь в виду, что, снижая в целом затраты на ресурсы, технологии виртуализации ставят новые задачи перед проектировщиками ЦОДов, например, в сфере оптимизации энергопотребления. На это обратил внимание Алексей Солодовников: “В совокупности одновременное влияние алгоритмов виртуализации и энергосбережения ведет к существенным динамическим вариациям энергопотребления и тепловыделения внутри ЦОДа. Привычная на сегодня 10—15%-ная разница между энергопотреблением сервера в состоянии “холостого хода” и при стопроцентной загрузке в ближайшие несколько лет сменится, по существующим оценкам, 2—4-кратной”.

Говоря о связи виртуализации с “облачными” вычислениями, Павел Новиков высказал мнение, что многие компании уже прошли период пилотного освоения технологий виртуализации и сейчас находятся на переходном этапе стандартизации, когда все новые сервисы размещаются в виртуальной среде. Фактически они строят сегодня собственную внутреннюю “облачную” ИТ-инфраструктуру. Далее, по его словам, можно ожидать распространения подхода распределенных вычислений, когда компании начнут переносить решение своих задача во внешние “облака”. Апробация этой модели может начаться уже в нынешнем году.

В целом же наши эксперты считают, что “облачные” вычисления, которые для многих на ИТ-рынке представляются пока лишь в форме общей концепции, начнут в течение 2009 г. принимать более четкие очертания в виде конкретных решений и услуг со стороны поставщиков.

Уровень зрелости российского рынка виртуализации

В целом можно констатировать, что российский рынок виртуализации в настоящее время отстает от общемирового, но растет очень быстро, сокращая разрыв. Михаил Козлов уточнил, что Россия уступает передовым ИТ-странам не только по охвату потенциальных клиентов, но и по степени проникновения виртуализации (доля физических серверов, на которых выполняются одна или более виртуальных машин), по количеству ЦОДов, их среднему размеру и, что важно, по пониманию того, что виртуализация принципиально меняет архитектуру информационных систем. Но эти диспропорции будут со временем устраняться.

Сергей Халяпин отметил, что уровень понимания необходимости использования виртуализации в крупных российских компаниях достаточно высок, а вот малый и средний бизнес еще не поверил в то, что он своими собственными силами может развернуть промышленные решения по виртуализации. Однако, по мнению Павла Егорихина, в текущем году можно ожидать значительного увеличения спроса на виртуализацию со стороны всех предприятий, где используется более трех серверов.

Влияние на виртуализацию финансово-экономического кризиса

Мнение экспертов тут единодушно: в России, как и во всем мире, кризис положительно скажется на развитии виртуализации. Предприятия будут серьезнее задумываться над вопросами оптимизации использования уже имеющихся ресурсов, что неминуемо приведет их к технологиям виртуализации.

До сих пор пионерами освоения виртуализационных технологий были в основном крупные заказчики, но как раз они, по мнению Виктора Городничего, были вынуждены приостановить дальнейшее развитие проектов в связи с ограниченным финансированием. А вот малые и средние компании, которым не нужен высокий уровень доступности приложений, сейчас начинают активно применять бесплатное ПО виртуализации.

Однако оценку перспектив перехода к более широкому использованию виртуализации нужно проводить с учетом специфики развития российского ИТ-рынка в целом. Алексей Ильин в этой связи подчеркивает, что до недавнего времени в нашей стране доминировала экстенсивная стратегия использования вычислительных средств, в то время как остальной мир ориентировался на интенсивную модель. С ним согласен Илья Крутов: “У многих отечественных предприятий не было последовательной долгосрочной стратегии развития ИТ, и потребности бурно растущего бизнеса удовлетворялись посредством наращивания информационных технологий в краткосрочной перспективе, что приводило к неэффективной их организации и не оставляло места в них виртуализации как технологии”. Но, очевидно, перейти от экстенсивной модели развития к интенсивной не так-то просто, поскольку это требует качественно иного уровня планирования и других архитектурных подходов к организации ИТ.

Однако помимо общего расширения использования виртуализации сейчас, в новых экономических условиях, следует ожидать и важных качественных изменений в реализации таких проектов. Дело в том, что до сих пор основной эффект заказчики получали за счет преимуществ виртуализационных методов организации ИТ перед традиционными. Теперь же вопрос будет стоять о получении эффекта второго уровня в результате оптимизации самих виртуализационных проектов и о более эффективном использовании новых решений и технологий.

Тут нужно отметить, что до недавнего времени спектр средств виртуализации у заказчиков был сильно ограничен. За прошедший год он заметно увеличился, и можно ожидать его дальнейшего расширения. У заказчиков появилась возможность выбора, и в условиях ограниченности бюджетов они будут более взвешенно подходить к внедрению тех или иных продуктов. По этому поводу Павел Егорихин отметил: “Еще некоторое время назад многие заказчики покупали самое дорогое решение, считая, очевидно, его лучшим на рынке. Теперь мы видим, как специалисты скрупулезно исследуют и взвешивают возможности различных платформ, смотрят на стоимость, причем не только на цену покупки, но и на скрытые затраты на поддержку, обучение и т. д.”. По его мнению, компании, уже использующие виртуализацию, будут расширять сферу ее применения, но и для них сейчас на первый план выходят вопросы управления ИТ-ресурсами, причем в смешанном варианте использования физических и виртуальных систем. Кроме того, интересы заказчиков будут смещаться от решения задач консолидации к обеспечению отказоустойчивости систем.

Что мешает более широкому использованию виртуализации

Все предпосылки для расширения применения виртуализации в нашей стране имеются. “В России уже есть критическая масса выполненных проектов, что дает возможность сделать процесс виртуализации ИТ-инфраструктуры предприятия предсказуемым, безопасным и быстрым. Преимущества же виртуализации настолько очевидны, что позволяют просчитать экономию от внедрения и окупить затраты за несколько месяцев”, — полагает Павел Новиков. Впрочем, он же подчеркивает, что реализация виртуализационных проектов требует комплексного подхода и более высокой квалификации специалистов.

Однако Алексей Ильин считает, что главным ограничивающим фактором при резко возросшем уровне спроса является недостаточная экспертиза как в предпродажном цикле проектов, так и на стадии внедрения и эксплуатации. К этому нужно добавить традиционную проблему отечественного ИТ-рынка — слабые практики и компетенции по составлению технико-экономического обоснования проектов. По мнению Михаила Козлова, продвижение виртуализации сдерживается отсутствием понимания архитектурных изменений, вызываемых задействованием этих средств, и связанных с этим рисков и неумением считать деньги и прогнозировать отдачу от использования виртуализации применительно к ИТ.

“Более широкому распространению средств виртуализации в России мешает недостаточная квалификация администраторов в средних и малых компаниях,” — уверен Сергей Халяпин.

Павел Егорихин сделал акцент на нехватке нужных специалистов в целом, хотя данный тезис сегодня, в условиях сокращения ИТ-кадров, выглядит довольно странно — работа в сфере ИТ подразумевает готовность сотрудников к освоению новых технологий.

И наконец, существенный фактор — отсутствие средств в нынешних финансовых условиях. Так или иначе, но реализация проектов требует капитальных затрат — на приобретение оборудования и ПО, на выполнение работ по миграции, на обучение специалистов.

Наши эксперты ·

  • Виктор Городничий, руководитель департамента серверов стандартной архитектуры, “НР Россия” ·
  • Павел Егорихин, руководитель группы продвижения инфраструктурных решений, “Microsoft Россия” ·
  • Алексей Ильин, менеджер по продуктам, Sun Microsystems ·
  • Михаил Козлов, региональный менеджер, “VMware Россия и СНГ” ·
  • Илья Крутов, бренд-менеджер по серверам стандартной архитектуры, IBM ·
  • Павел Новиков, руководитель центра виртуализации, Softline ·
  • Алексей Солодовников, руководитель подразделения Schneider Electric Datacenter Solution Team, компания APC by Schneider Electric ·
  • Сергей Халяпин, руководитель группы системных инженеров, “Citrix Systems Россия и СНГ”

Опрос читателей PC Week/RE

В рамках подготовки прошлогоднего обзора по виртуализации редакция PC Week/RE организовала опрос своих читателей. Сейчас мы провели аналогичное исследование. На вопрос: “Используются ли в вашей компании средства виртуализации?” — 57% респондентов ответили “да”, 30% — “нет, но есть планы применения”, 12% — “не используются, и компания не собирается это делать”. Всего 1% признались в непонимании предмета обсуждения. Надо сказать, что общее распределение ответов примерно совпадает с прошлогодним (соответственно, 63, 20, 14 и 3%). Получается, что число тех, кто пользуется технологией виртуализации, хоть и выросло за год, но не сильно.

Отметим, что более половины (59,5%) наших респондентов представляли средние предприятия (25—500 ПК), 27% — крупные организации (более 500 ПК), 13,5% — малый бизнес (до 25 ПК).

Отвечая на вопрос: “Повлиял ли кризис на планы вашего предприятия в отношении использования средств виртуализации?” — 70,5% сообщили, что кризис не оказал влияния на реализацию таких планов, 15% посчитали, что он замедлил их выполнение, 11% — что ускорил.

Ответы на вопрос: “Технологии каких поставщиков использует или планирует использовать ваше предприятие?” — выявили следующее распределение лидеров: Microsoft (51,3%), VMware (43,5%), Citrix/Xen (15,7%), Red Hat (12,2%), Sun (8,7%), Oracle (6,1%), Parallels (4,3%). Отметим, что в прошлогоднем опросе лидировала VMware, а Microsoft заняла второе место.