В нашей стране появилось еще одно отраслевое объединение — российская ассоциация индустрии SaaS (Soft as a Service, “софт как сервис”). Членов-основателей пока всего четверо, их имена не очень известны широкой публике (компании “Мой Склад”, “Мегаплан”, “Апрентис”, “Медиачеис”), а цели и задачи новой организации сформулированы довольно расплывчато (популяризация идей, создание открытого сообщества, работа по стандартизации и т. д.). И тем не менее это весьма интересное событие как для направления SaaS, так и для нашего ИТ-рынка в целом.

Объявление было сделано на прошедшей в Москве конференции “SaaS в России”, история которой любопытна сама по себе и в значительной степени отражает ситуацию на нашем рынке. Ее организация — частная инициатива Василия Шабата, который год назад ушел с поста директора по развитию бизнеса компании “Открытые технологии” и в качестве персонального проекта создал сайт “SaaS в России”, где начал публиковать собираемые сведения о данном направлении ИТ-бизнеса. Именно этот ресурс стал консолидирующей основой прошедшей конференции. Первой, но, как уверены организаторы и участники, не последней.

Не нужно особого анализа, чтобы констатировать, что рынок SaaS в нашей стране находится на самом зачаточном уровне. Сам термин стал мелькать на отечественных ИТ-мероприятиях и в СМИ еще года два назад, но всё это больше походило на сообщения с другой планеты. Как отметили участники конференции, сегодня в России ни у пользователей, ни у специалистов нет сколько-нибудь четкого понимания, что такое SaaS. До сих пор многие воспринимают её как арендную модель лицензирования ПО или обычный хостинг приложений.

На самом же деле SaaS — это использование на правах аренды (причем за деньги) готовой услуги (как правило, делового назначения и предназначенной для корпоративного потребителя) провайдера, который чаще всего является и разработчиком этой услуги. Онлайновые почтовые сервисы, Google Docs, Microsoft Live и многое другое — всё это SaaS. Но в России такие средства пока ориентированы главным образом на частных пользователей и предлагаются преимущественно бесплатно (основная применяемая модель монетизации — рекламная, к тому же для самых известных поставщиков это далеко не доминирующий бизнес).

По оценкам Gartner, мировой рынок SaaS еще в 2007 г. составлял 5 млрд. долл. и по докризисным прогнозам к 2012-му должен вырасти втрое. Основную долю (42%) на нем занимают онлайновые средства управления контентом, коммуникаций и коллективной работы, еще 34% — CRM-решения. Проведенное год назад исследование компании McKinsey говорит о растущем интересе к использованию этой модели в корпоративном сегменте. Из других источников известно, что в США в сфере SaaS трудится более тысячи компаний и их доход по итогам 2008 г. оценивается в 4,6 млрд. долл. Самым крупным SaaS-игроком является CRM-поставщик Saleforce, который начал работу на этом поприще в 1999-м, а в 2008-м его доход составил 748 млн. долл.

У нас пока всё выглядит очень скромно. По оценками Василия Шабата, в нашей стране сегодня действует около трех десятков поставщиков SaaS-решений и их суммарный доход в 2008 г. составил 1,8 млн. долл. Однако учитывая, что первые SaaS-провайдеры начали свою работу фактически лишь год назад, т. е. на 10 лет позднее коллег из США потенциальный рынок SaaS в России, по его расчетам, составляет от 130 до 400 млн. долл., и этих показателей можно достичь уже в ближайшие годы.

Тем не менее на пути к этим показателям есть немало препятствий: нехватка инвестиций, слабость наших компаний в области маркетинга и продаж, скептицизм потенциальных заказчиков. В качестве одного из национальных проблем генеральный директор “Мегаплана” Михаил Смоляков отметил очень высокий уровень монополизма в обрасти делового ПО. А Аскар Рахимбердиев, руководитель проекта “Мой Склад”, год назад получившего инвестиции от эстонского фонда Ambient Sound Investment, привел такой характерный вопрос заказчиков: “Вы еще будете на рынке через год?”.

Развитию же SaaS в России сегодня способствуют следующие факторы: повышение в условиях кризиса интереса заказчиков к бюджетным решениям (тем более без необходимости капитальных затрат), возможность использования международного опыта, снижение затрат на развертывание SaaS-решения за счет использования тех же облачных вычислений, относительно небольшая стоимость разработки ПО.

По мнению Василия Шабата, российские специализированные SaaS-поставщики имеют сегодня наиболее высокие шансы занять лидирующие позиции на этом формирующемся рынке, поскольку западные ИТ-вендоры и SaaS-компании вряд ли смогут быстро развернуть свой бизнес в нашей стране; более ожидаемо повышение интереса к этой сфере со стороны российских ИТ-компаний (в качестве наиболее вероятного игрока была названа “1С”).

Так или иначе, но можно считать, что старт в борьбе за российский SaaS-рынок дан.