“Как бы парадоксально это ни звучало, но чтобы сэкономить, сначала нужно что-то купить”, — заявил в своем выступлении на ежегодной конференции Oracle AppsForum ‘2009 генеральный директор “Oracle СНГ” Борис Щербаков. Поскольку данная конференция посвящена использованию бизнес-приложений Oracle для управления предприятиями разного масштаба и разных отраслей, думаю, не стоит уточнять, покупку каких продуктов имел в виду г-н Щербаков. Трудно вспомнить какое-либо из недавних мероприятий, где не обсуждался бы мировой финансовый кризис и не давались бы практические рекомендации его жертвам. Не стал исключением и нынешний форум Oracle. Более того, один из докладчиков — старший вице-президент The Economist Group Дэниэл Торнли — даже предложил пять своих рекомендаций президенту РФ, но о них немного позже.

По данным организаторов, для участия в конференции зарегистрировалось более тысячи человек, и, вероятно, все они действительно посетили ее: большой зал был полон, люди стояли даже в проходах. Уже давно замечено, что хотя нынешний кризис и сказался негативно на бизнесе, интерес ко всевозможным публичным ИТ-мероприятиям, наоборот, только растет. Впрочем, у подобной массовости в данном случае есть и другое объяснение: число бизнес-приложений, купленных Oracle за последнее время вместе с компаниями-разработчиками, растет год от года, а вместе с этим ширится как круг заказчиков, так и партнерская сеть корпорации. Еще совсем недавно сертифицированных партнеров по Oracle E-Business Suite можно было сосчитать по пальцам одной руки, а сегодня таковых уже шестнадцать. Но теперь к ним прибавились 24 компании, продвигающие EPM-решения Hyperion, CRM-системы Siebel, продукты JDEdwards, Oracle Retail и др. Если же принять во внимание и те фирмы, которые еще не прошли сертификацию, то в партнерской сети Oracle по бизнес-приложениям сегодня более ста членов.

Количество приложений, контролируемых Oracle, столь велико, что вендор вынужден пересматривать их формальную классификацию в своем продуктовом портфеле. Борис Щербаков выделил наряду с инструментами ERP, CRM и EPM еще одно семейство — Edge. Первые упоминания о нем появились более года назад, но тогда трудно было понять, как эти продукты выделяются среди других решений корпорации. Сегодня к категории Edge вендор относит те системы, которые существенно расширяют функциональность традиционных бизнес-приложений в отдельных направлениях и могут применяться в самых разных отраслях. В их числе средства управления жизненным циклом продукции (Oracle PLM), транспортного планирования (Transportation Management), оптимизации логистической сети (Strategic Network Optimization), прогнозирования спроса (Demand Planing) и др. Все это — продукты, купленные Oracle вместе с компаниями, их разработавшими. Особенность данных продуктов в том, что многие годы они служили для расширения функциональности представленных на мировом рынке и используемых множеством заказчиков ERP-систем других вендоров. Понятно, что пренебрегать такой широкой клиентской базой было бы неразумно, и поэтому подобные приложения не превратились в модули Oracle E-Business Suite, а были оставлены на границе (edge), отделяющей ERP-систему Oracle от аналогичных систем конкурентов. Однако, как и любая другая граница, эта не только разделяет конкурирующие решения, но и связывает их.

Не уверен, что моя интерпретация термина Edge абсолютно верна, но в ее пользу говорит тот факт, что накануне данного форума корпорация объявила о выпуске интеграционного пакета Oracle Agile PLM Design-to-Release Process Integration Pack, обеспечивающего взаимодействие PLM-решения Oracle c ERP-системой SAP. Следует отметить, что некоторые российские интеграторы уже продвигают Edge-продукты Oracle. В частности, на AppsForum компанией “Техносерв” было представлено специализированное решение по управлению жизненным циклом трубопроводов и контролю за их состоянием, созданное на базе Oracle Agile PLM и Oracle E-Business Suite по заказу головного в этой отрасли института ВНИИСТ.

Сегодня заказчиков интересуют решения, которые можно внедрить быстро, с минимальными затратами и скорым возвратом инвестиций. Ответом на подобные запросы может стать анонсированная в дни форума программа Oracle Accelerate, призванная обеспечить ускоренное внедрение бизнес-приложений корпорации (на первом этапе Oracle E-Business Suite) путем формирования преднастроенных бизнес-процессов, учитывающих особенности тех или иных отраслей. В частности, российская редакция Oracle Business Accelerator будет поддерживать сорок бизнес-процессов, связанных с управлением финансами, дистрибуцией, производством, продажами, обслуживанием и проектами. В этих процессах учтены требования РСБУ и МСФО, а также особенности отечественного налогового законодательства, плана счетов и т. д. В какой-то мере Oracle Accelerate напоминает программу SAP All-in-One, также нацеленную на стандартизацию и упрощение процессов развертывания ERP-системы. Россия стала тридцатой страной, где реализуется программа Oracle Accelerate.

Наконец-то докатилась до России еще одна инновационная волна Oracle. Вице-президент по CRM-решениям Oracle в регионе EMEA Стивен Фирон торжественно объявил, что SaaS-версия системы для организации взаимодействия с клиентами Oracle CRM on Demand теперь доступна и российским компаниям. Следует напомнить, что это уже 16-я версия “облачного” CRM-решения Oracle, и именно в ней, выпущенной пару месяцев назад, впервые была реализована поддержка русского языка. О том, где еще, кроме собственного дата-центра Oracle в Остине (США), будет осуществляться хостинг CRM-системы, ничего сказано не было. Представители московского офиса Oracle подтвердили, что готовы предоставлять такой сервис, хотя каких-либо специальных планов в этом отношении у них нет. Дело в том, что пока ни один российский заказчик не проявил интереса к CRM on Demand.

Возможно, кризис подогреет этот интерес: ведь, как утверждает вендор, данная бизнес-модель обещает быстрое развертывание CRM-системы, снижение совокупной стоимости владения ею, частичный перевод затрат на ИТ из категории капитальных в оперативные и быстрый возврат инвестиций (окупаемость достигается через шесть месяцев). Будут ли эти доводы услышаны? Подобный вопрос правомерен и в отношении упомянутых в начале статьи пяти рекомендаций Дэниэла Торнли президенту РФ. Не стану останавливаться на них подробно: все они довольно очевидны. В частности, первая содержит призыв победить коррупцию, а последняя — не пожалеть денег на PR-кампанию по созданию привлекательного для инвесторов образа России. Думается, если удастся решить первую проблему, то можно будет совершенно спокойно отказаться от указанной PR-кампании и, кстати, изрядно на этом сэкономить.