В марте свои оценки российского рынка электронной торговли (э-торговли) публично объявила Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ). Чтобы была полная ясность с терминами, напомним, что электронная коммерция подразумевает использование электронных торговых площадок во взаимоотношениях между коммерческими предприятиями (B2B), между предприятиями и физическими лицами (B2C), а также между предприятиями и государственными структурами (B2G).

По оценкам НАУЭТ, в 2005 г. общий объём электронной торговли в России составлял всего 2,51 млрд. руб., из которых 1,24 млрд. приходилось на B2B (49,4% от общего объёма э-торговли в России); 0,86 млрд. на B2G (34,3%) и 0,41 млрд. руб. — на B2C (16,3%). Затем последовали более чем 30-кратный рывок и смена лидера (B2C-сегмент оставил B2B далеко позади): по итогам 2006 г. общий объём электронной торговли в России достиг 64,62 млрд. руб., из которых 54,6 млрд. пришлось на B2C; 7,15 млрд. на B2G и 2,87 млрд. — на B2B. В 2008 г. общий объем достиг 128,31 млрд. руб.: 110 млрд. — B2C (85,7%), 14,27 млрд. — B2G (11,1%) и 4,04 млрд. — B2B (3,2%).

Из оценок НАУЭТ видно, что в 2007 г. общий объём российской э-торговли вырос примерно на 50%, а в 2008-м — на 30%. При этом рейтинг сегментов этого рынка (B2C, B2G и B2B) остался прежним.

Однако с оценками НАУЭТ согласились не все. В апреле ОАО “Центр развития экономики” (B2B-Center) выступило с официальным заявлением о том, что в 2008 г. только в “Единой системе электронной торговли” было проведено 14 586 торгов на общую сумму 104 млрд. руб. А это уже более чем в 25 раз превышает объем B2B-сегмента российской э-торговли, объявленный НАУЭТ, что меняет картину по рынку электронной торговли в целом и перемещает B2B из аутсайдеров в лидеры (см. диаграмму). В заявлении B2B-Center отмечается, что “результаты отчета НАУЭТ некорректны по отношению к участникам рынка электронной торговли в сегменте B2B и не отражают текущей ситуации на рынке в целом”.

B2B-Center выражает сомнение в объективности методов, которые применяют специалисты НАУЭТ для изучения российского рынка электронных торгов. Причины называются следующие. Во-первых, в исследовании ассоциации учитывались только суммы по аукционам и не учитывались конкурсы, которые составляют основную часть рынка (доля конкурсов в общем количестве торгов на www.b2b-center.ru за 2008 г. составила более 90%). Во-вторых, при анализе рынка э-торговли специалисты НАУЭТ учитывали количество объявлений, а не состоявшихся сделок, — а такие данные некорректны, поскольку несостоявшаяся сделка не может повлиять на объем торгов и рынок электронной торговли в целом (B2B-Center в своих данных учитывает только заключенные сделки).

Кроме того, в заявлении B2B-Center отмечается, что данные по количеству участников “Единой системы электронной торговли”, представленные в отчете НАУЭТ (7181 компания) на самом деле являются лишь показателем прироста за 2008 г. Общее же количество участников этой системы на середину апреля 2008-го составляет 24 626 компаний. По данным B2B-Center динамика объема торгов в “Единой системе электронной торговли” (B2B-сегмент) выглядит следующим образом: ·

  • 6 607 342 руб. (2004 г.); ·
  • 19 376 969 руб. (2005 г.); ·
  • 38 317 652 руб. (2006 г.); ·
  • 242 345 509 руб. (2007 г.); ·
  • 138 981 766 руб. (2008 г.).

Общий же объем B2B-сегмента российского рынка э-торговли в 2008 г. (с учетом сделок, которые проводились только в электронном виде) эксперты B2B-Center оценивают примерно в 145 млрд. руб.

По мнению коммерческого директора ОАО “Центр развития экономики” Андрея Бойко, причина резкого скачка B2B-сегмента российского рынка э-торговли в 2007 г. связана с началом проведения в “Единой системе электронной торговли” трех крупнейших открытых конкурсов на строительство: 57,6 млрд. руб. (ОАО “ОГК-2”), 34,8 млрд. руб. (ОАО “ОГК-2”) и 13,6 млрд. руб. (ОАО “ОГК-4”). Эксперты из B2B-Center отмечают, что конкурс ОАО “ОГК-2” на строительство “под ключ” двух энергоблоков на сумму 57,6 млрд. рублей — беспрецедентный по масштабам для электронной торговли конкурс. Объявлен он был 1 февраля, в системе проходил около девяти месяцев, и всего было 43 претендента на участие в нем, из которых четыре прошли квалификационный отбор. Победителем стала компания “КВАРЦ-Тюмень” — с ней и был заключен соответствующий договор. Выполнение договора по итогам проведения этого конкурса фактически началось в 2008 г., однако в “Единой системе электронной торговли” данные конкурсы были завершены в 2007-м, и именно к этому году и были отнесены соответствующие данные.

Требует пояснения и альтернативная оценка B2B-сегмента российского рынка э-торговли за 2008 г. Как уже говорилось, на сегодняшний день официальная статистика B2B-Center по итогам минувшего года даёт цифру в 104 млрд. руб. Но поскольку в 2008-м были объявлены крупные конкурсы на строительство, которые еще не завершились (итоги таких конкурсов подводятся порой по шесть-восемь месяцев), то предполагаемый общий итог по конкурсам, объявленным в прошлом году, составляет свыше 138 млрд. руб.

В НАУЭТ большие надежды возлагают на то, что с 1 июля 2009 г. в связи с вступлением в силу пункта 26 статьи 1 федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 308-ФЗ “О внесении изменений в федеральный закон “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” и отдельные законодательные акты Российской Федерации” в нашей стране электронные торги уравниваются в правах с обычными. В результате объем электронной торговли в России может вырасти на порядок.

Однако это утверждение не бесспорно. “Даже после вступления в силу п. 26 ст. 1 федерального закона РФ № 308-ФЗ от 30 декабря 2008 г. ещё останется большое количество законодательных нюансов, которые мешают равноправию между традиционными и электронными торгами, — констатирует Андрей Бойко. — Среди них различные аспекты, связанные с использованием электронной цифровой подписи и электронного документооборота. Нет полной ясности и с требованиями к площадкам, на которых будут проводиться эти аукционы, и т. д. и т. п.”

Что же касается оценок объемов B2G-сегмента российского рынка э-торговли, то здесь специалисты B2B-Center не спорят с экспертами из НАУЭТ, поскольку этим сегментом занимаются пока мало, хотя и создали площадку www.b2g-goszakupki.ru, на которой проходят электронные торги в соответствии с 94-ФЗ. “Мы считаем, что эта площадка станет популярной после 1 июля 2009 г., — говорит Андрей Бойко. — Но уже сегодня она соответствует всем требованиям российского законодательства”.

В чем специалисты НАУЭТ и B2B-Center сходятся полностью, так это в том, что на сегодняшний день электронные закупки составляют очень малую долю в объеме тех сделок, которые проводятся в бумажном виде. Разумеется, всем интересны прогнозы на 2009-й (как по электронным конкурсам, так и по электронным аукционам). Исполнительный директор НАУЭТ Антон Никольский ожидает, что в связи с вступлением в силу с 1 июля 2009 г. п. 26 статьи 1 федерального закона РФ № 308-ФЗ объем B2G-сегмента российского рынка э-торговли может вырасти на порядок. Более осторожные оценки дает Андрей Бойко: “С учетом нынешней ситуации на рынке можно ожидать некоторого увеличения B2B-сегмента в области электронных конкурсов и аукционов, хотя в целом таких темпов роста, как в предыдущие годы, ожидать вряд ли стоит. B2G-сегмент прирастет в части электронных аукционов, поскольку есть некие положительные изменения в законодательстве (хотя до совершенства ещё далеко), а вот прирост этого сегмента в части конкурсов маловероятен, для этого пока нет никаких предпосылок”.