Уже сейчас понятно, что тема облачных вычислений (Cloud Computing) — это хит корпоративного ИТ-рынка 2009 года, который пришел на смену в рейтинге популярности SOA — лидера последних двух лет по частоте упоминаний в ИТ-публикациях. Повторяется знакомая история: термин широко используется в рассказах о практически любой технологии корпоративного уровня, но при этом создается впечатление, что уровень понимания — что же это такое и как все это соотносится с реалиями рынка — повышается не очень быстро. Опять же можно вспомнить о SOA — в свое время это название ИТ-поставщики применяли около года, прежде чем смогли представить заказчикам данную концепцию в понятном структурно-логическом виде. Попробуем разобраться сами…

Согласно определению Википедии, Cloud Computing — это стиль разработки и использования компьютерных технологий (вычислений), при котором динамично масштабируемые ресурсы предоставляются через Интернет как сервис. Там же говорится, что эта концепция включает в той или иной мере следующие понятия: инфраструктура как сервис (IaaS), платформа как сервис (PaaS), софт как сервис (SaaS), Web 2.0, а также ряд других идей, появившихся в последние два года. Примерно такую же формулировку дает Gartner, делая акцент на высокую масштабируемость ИТ-ресурсов и то, что средства поддержки предоставляемых заказчику сервисов скрыты от него, а сами Cloud-ресурсы оплачиваются клиентом по мере их использования. И еще подчеркивается, что реализация Cloud Computing базируется не на одной какой-то технологии, а на множестве отдельных технологий.

На последний момент нужно обратить особое внимание, в связи с тем что про “облачные дела” в последнее время говорят в контексте темы виртуализации. То есть нужно сразу определиться: Cloud Computing — это не технология, а, скорее, концепция, методология. Виртуализация же — это технология, которая сегодня рассматривается как одно из ключевых (но отнюдь не обязательных) средств реализации облачных вычислений. Отметим еще один важный аспект: под стилем использования Cloud Computing подразумевается не внутренняя организация системы (это уже личные проблемы поставщика услуг), а характер взаимоотношений с заказчиком.

Итак, повторим: в облачном варианте пользователи получают через Интернет некоторый вычислительный сервис, не вникая в то, как он физически реализуется. И что не менее важно: клиент может — скорее всего за дополнительную плату — легко увеличить вычислительную нагрузку, если это ему потребуется.

Но тут встает целый ряд других вопросов, и начать нужно с такого: а в чем новизна Cloud Computing, чем данная технология отличается от давно применяемых на рынке? Ведь под приведенное выше определение легко попадает известная еще лет 30—40 назад схема аренды машинного времени на ВЦ соседнего НИИ? Правда, тогда не было Интернета, но удаленный терминальный доступ в 80-е годы уже практиковался.

ВЦ советских времен — это прошлое. Но ведь есть и совсем недавние модели взаимоотношений с заказчиками, например Application Service Providing, Hosting, которые также в целом вписываются в описание современных “облаков” Так что же, в случае с Cloud мы имеем дело с обычной (и нередкой для ИТ-отрасли) сменой вывесок? А если это не так, то в чем же все-таки здесь новизна?

Действительно, если сравнивать “облака” и “хостинг” с точки зрения формальных определений, то получается, что разницы никакой нет. И тем не менее в данном случае смена терминов представляется вполне оправданной. Cloud Computing следует рассматривать как новый этап развития модели аутсорсинга ИТ-ресурсов, который отличается от предыдущего некими важными качественными параметрами. То есть тут мы уже в очередной раз имеем дело с диалектическим законом перехода количества в качество.

Главное количественное изменение — расширение сферы применения модели хостинга на ИТ-рынке. Мы не располагаем точными данными о соотношении использования заказчиками собственной внутренней ИТ-инфрастуктуры и аутосорсинга ИТ-ресурсов, но простой анализ ситуации на рынке говорит о том, что второй вариант применяется сейчас не очень широко и является пока сугубо нишевым. Тут надо сказать, что хостинг — это довольно широкое понятие, объединяющее услуги по аренде ИТ-инфраструктуры разного уровня, начиная от размещения сервера клиента на площадке провайдера до получения законченной ИТ-услуги, например аутсорсинга почтовой службы. На практике же распространение хостинг-модели до настоящего времени было ограничено сферой аутсорсинга Web-сайтов, другими словами Web-хостингом.

Новизна Cloud Computing заключается в первую очередь в том, что теперь модель хостинга имеет реальные шансы (именно шансы, так как массовый процесс еще только впереди) выйти за рамки аренды Web-сайтов и охватить существенно более широкий круг корпоративных ИТ-задач, включая так называемые критически важные для бизнеса.

Возникает естественный вопрос: что же раньше мешало широкому применению хостинга? Можно назвать множество причин, начиная от сугубо технических (в первую очередь — ограниченность пропускной способности каналов связи) и заканчивая психологическими предрассудками в отношении надежности провайдера (не будет ли он передавать хранимые у него данные в компетентные органы или, что еще страшнее, конкурентам?)

Так или иначе, но сегодня многие старые преграды сняты и можно ожидать, что сфера хостинга будет расширяться. Причем нынешние тяжелые экономические условия должны способствовать данному процессу, так как для многих организаций вариант аренды ресурса заметно выгоднее его покупки. Экономическая выгода очевидна: вы берете ресурса столько, сколько нужно именно сейчас, и на тот срок, который вам требуется. При желании вы можете легко докупить дополнительные ресурсы или избавиться он ненужных. Это ли не реализация идеи “по требованию”, о которой уже более десяти лет говорят ИТ-поставщики!

Но рост (пусть пока только потенциальный) спроса на хостинг-услуги идет в условиях довольно радикального изменения структуры рынка с точки зрения предложения. До сих пор в роли хостинг-провайдеров выступали специализированные ИТ-компании, а теперь на этот рынок вышла качественно новая группа игроков — глобальных ИТ-поставщиков (Google, Microsoft, IBM и др.). Более того, стала формироваться еще одна категория хостинг-провайдеров — внутрикорпоративные поставщики ИТ-инфраструктуры, по сути ИТ-подразделения, обслуживающие свои организации на принципах хозрасчета.

Собственно говоря, ну и что с того, что Google, Microsoft или IBM будут предоставлять хостинг-услуги? Тут следует отметить два момента. Первый — это масштаб и авторитет исполнителя. Кого, например, выберет в качестве “облачного” провайдера “Газпром"? Трудно сказать. Есть много разных аспектов, но то, что лучше иметь дело с соразмерным партнером, может быть важным аргументом. Хотя “Газпром” и ему подобные гиганты скорее всего обзаведутся собственной сервисной компанией. Второй важный момент: Microsoft использует в качестве технологической основы решения, которые сама же и разрабатывает. Собственно, это тоже является отличительной чертой модели облачный вычислений — в качестве провайдеров выступают не просто глобальные компании, а именно разработчики технологий.

Означает ли выход ИТ-гигантов на рынок хостинга, что специализированным компаниям тут не найдется места? Ни в коем случае! Наоборот — предложения со стороны глобальных корпораций (а также их маркетинговая активность) будут стимулировать спрос на облачные вычисления. Этим обстоятельством смогут воспользоваться даже небольшие ИТ-фирмы, у которых есть свои преимущества перед великанами: гибкость работы с клиентами, оперативность при решении нетривиальных вопросов, предложения дополнительных сервисов и т. д.

Итак, подытожим. Получается, новизна Cloud Computing по сравнению с традиционным хостингом заключается в двух внешних проявлениями: а) в существенном расширении круга решаемых задач, включая критически важные для бизнеса, б) в выходе на этот рынок в качестве провайдеров глобальных поставщиков ИТ.

Но далее может последовать еще одно, более важное, качественное изменение. Дело в том, что до сих пор ИТ-отрасль ориентировалась на применение своей продукции потребителями в режиме покупки. Аренда, хостинг — это были сугубо вспомогательные схемы, в которые встраивались решения, часто не очень приспособленные для таких режимов эксплуатации. Теперь же, если сфера Cloud Computing будет расти, начнется (или уже началась) переориентация ИТ-индустрии на выпуск продукции, предназначенной конкретно для “облаков”. И наверное, именно это смещение акцентов, например в сфере массовой разработки прикладного ПО, — один из важнейших аспектов наступающего “облачного” периода развития ИТ.

Еще одно следствие расширения применения “облачной” модели — рост потребности заказчиков в ее стандартизации. Вот за эти стандарты и развернутся основные сражения между ИТ-лидерами. Стычки передовых отрядов уже начались…