Благодаря регистрации в Министерстве юстиции приказа “Об утверждении требований к оказанию услуг подвижной радиотелефонной связи при использовании бизнес-модели виртуальных сетей подвижной радиотелефонной связи”, который подписал министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев, у компаний, мечтающих стать “виртуальными операторами” сотовой связи, появилась для того реальная возможность. По сути, российские власти разрешили создавать в стране компании типа Mobile Virtual Network Operators (MVNO), которым для получения лицензии без выделения радиочастотного спектра достаточно будет согласовать с “базовым оператором” связи схему своего взаимодействия, обеспечить себе минимальный набор инфраструктуры для работы, а также утвердить схему партнерства в Роскомнадзоре. Не самый быстрый путь, но вполне реалистичный.

Как и предполагалось ранее, MVNO будут работать только с определенными целевыми группами абонентов или с определенными типами услуг — охватывать те области рынка связи, где большим операторам работать неинтересно. Кроме того, за счет такого партнерства крупные базовые операторы, включая компании “большой тройки”, смогут снизить свои расходы на привлечение новых абонентов и, кроме того, создавать отдельные торговые марки для недорогих услуг. К примеру, первым дискаунтером на рынке стали контракты “Просто для общения”, формально отделенные от общего бренда “МегаФон-Москва”. Возможно, отдельный бренд “Джинс” возродят и в МТС.

Еще одним примером можно считать MVNO компании “Эльдорадо”, решение о создании которого объявлено 18 марта. Но он создан по “кривой” схеме взаимодействия — все технические возможности обеспечивает компания “Матрикс Мобайл” (действующий MVNO), а “базовым оператором” является тот же “МегаФон-Москва” — получается некоторый суб-MVNO, промежуточная модель взаимодействия. Но и она вполне жизнеспособна — с точки зрения оператора это большой клиент, абоненты которого будут обслуживаться по аналогу корпоративного тарифного плана, особенностью которой станет небольшая стоимость звонков на мобильные телефоны домашнего региона. Стоимость звонков абонентам “Эльдорадо”, “Матрикс Мобайла” и “Мегафона” составит 1,5 руб./мин, а для остальных абонентов других операторов Московского региона — уже 3 руб./мин. Кроме того, в тариф включена опция по единой тарификации междугородних вызовов — 4,83 руб./мин. Это крайне напоминает параметры ТП “Единый” от “МегаФон-Москва”, но с более высокой ценой, куда закладывается маржа всех MVNO-надстроек. Учитывая тот факт, что продажу этих контрактов “Эльдорадо” устроит через свою торговую сеть, проект может быть более успешным, чем у a href="http://www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=82362">“Евросети” — по нишевым параметрам такого решения, разумеется.

Без сомнения, у сервисных компаний и торговых сетей, решивших стать MVNO, появилась реальная возможность расширить финансовые потоки, которые ранее получались только за счет продажи новых SIM-карт и приема платежей: теперь они смогут зарабатывать и на SMS и голосовом трафике своих абонентов. При этом их ТП будут продвигать одну-две наиболее массовые услуги, педалируя, к примеру, дешевые вызовы внутри тарифного плана или недорогие звонки по межгороду. Цены на остальные типы вызовов и SMS будут среднерыночными. Таким образом, подобные SIM-карты будут иметь, конечно, весьма ограниченное использование и, по сути, станут хорошим “сырьем” для заполнения дополнительного слота в двухмодовых терминалах с 2--3 слотами для SIM-карт.

MVNO “российского разлива”, к сожалению, не продвигают на рынок единого ТП, где тариф является только частью общей услуги наряду с контент-сервисами. К примеру, для гостей столиц подобная SIM-карта могла бы продаваться вместе с дисконтными картами, доступом к электронному путеводителю по Москве или Санкт-Петербургу, контент-сервисами для уточнения расписания транспорта, льготной ценой для звонка в справочную службу и т. д. Для покупателей магазинов можно было бы подключить SMS- или MMS-рассылку новых моделей терминалов и электронной техники, загрузить в память SIM-карты путеводитель по выбору компьютерного “железа” и т. д. Все это только увеличило бы ARPU пользователей от дополнительных услуг связи.