В середине февраля состоялось долгожданное для многих первое заседание созданного в ноябре прошлого года Совета по развитию информационного общества в России при Президенте.

Дмитрий Медведев выступил с весьма жесткой критикой развития большей части крупнейших ИКТ-проектов и отметил огромное (причем нарастающее) отраслевое отставание нашей страны от ведущих государств планеты.

Речь президента была обращена к различным ведомствам. У Минкомсвязи возможность высказать свою позицию была почти сразу, а уточнить и подкорректировать свои слова министр Игорь Щеголев смог еще и через неделю — на заседании Совета Федерации.

В целом конструктивных решений было принято немного. Пока что ограничились распределением портфелей.

Президент критикует

Судя по стенограмме заседания Совета, опубликованной на президентском сайте, мнение главы государства о том, в каком состоянии сегодня пребывает отрасль, вряд ли можно назвать позитивным. Не конкретизируя источники информации, Дмитрий Медведев отметил, что в международных рейтингах Россия сейчас занимает 70—80 места (по уровню развития ИТ и информационных услуг, надо полагать). Так, в рейтинге готовности стран к сетевому миру мы находимся на 72 месте.

И даже на фоне недавнего интенсивного роста экономики ситуация за последние годы лишь усугублялась. Опираясь на тот факт, что с 2005 по 2007 гг. мы скатились с 56 на 92 место по индексу развития так называемого электронного правительства, президент был склонен сделать вывод, что последнего у нас просто нет и все отчеты о его построении — химера.

Давая оценку достижениям в области информатизации общества, г-н Медведев вполне справедливо заключил, что для граждан в большинстве случаев вообще ничего не изменилось. К примеру, единый портал государственных и муниципальных услуг, открытие которого было запланировано на 1 января этого года и на котором можно было бы получить информацию по всем услугам федеральных, региональных и муниципальных структур власти, пока так и не заработал.

Президент также напомнил, что Стратегия развития информационного общества была принята ещё в феврале прошлого года, но за прошедшие 12 месяцев ее план окончательно не сформировался.

Свою речь глава государства завершил тезисом о том, что, невзирая на кризисные сложности, необходимо в ближайшие два года создать и информационные, и институциональные предпосылки для интеграции в глобальное информационное общество. В этом главная задача Совета и основная функция представленных в нем ведомств.

Что ж, будем считать это отправной точкой для серьезных перемен в отрасли.

Распределение кресел

После президентских филиппик члены Совета занялись решением того, как же им организовать работу нового органа. Секретарь Совета, советник президента Леонид Рейман заверил, что план по реализации Стратегии развития информационного общества все же активно разрабатывается — на основе предложений правительства. При этом он отметил, что весьма существенная часть ИКТ-проектов сейчас затрагивает сразу по несколько федеральных органов и закономерно тормозится из-за межведомственных разногласий. Исходя из этого, г-н Рейман предложил создать несколько межведомственных рабочих групп, каждая из которых отвечала бы за конкретное направление.

Внесенные и тут же утвержденные кандидатуры руководителей этих групп были вполне очевидны. Так, группа по вопросам формирования национальной телекоммуникационной инфраструктуры была возглавлена министром связи и массовых коммуникаций Игорем Щёголевым. А, например, группа по вопросам использования ИКТ в образовании и науке — министром образования и науки Андреем Фурсенко. Остальное — в том же духе. Всего восемь первоначально предложенных групп. Да еще в необходимости одной (по развитию ИКТ в регионах) президента убедил мэр Москвы Юрий Лужков и сам же ее (хоть это кому-то и может показаться нелогичным) возглавил.

Координацию работы всех этих групп планировали поручить Минкомсвязи, но Дмитрий Медведев настоял на передаче этой функции правительству и лично Леониду Рейману.

Предложения Минкомсвязи

Выступление Игоря Щеголева в основном сводилось к необходимости преодоления меж- и внутриведомственных барьеров. И помочь в этом непростом деле, по мнению министра, должен так называемый совет главных конструкторов в области ИТ (по одному человеку от каждой структуры), о создании которого Минкомсвязи уже заявляло ранее.

Несколько более подробно о ближайших планах своего министерства г-н Щеголев говорил неделей позже на Совете Федерации. Министр сказал о необходимости развития в России ИТ-индустрии, интернационализации регулирования Интернета, перераспределения радиочастот, введения кириллического домена верхнего уровня, а также о разработке свободного ПО, внедрении электронного документооборота, цифровизации национального телерадиовещания, реализации ФЦП “Электронная Россия”, создании российских научных сетей.

Г-н Щеголев затруднился ответить на вопросы, станет ли его ведомство бороться с повышением цен на сотовую связь (раньше приходилось иметь дело только с обратной динамикой), будет ли в ближайшее время определен правовой статус Интернета, как станут изменяться цены на ШПД и будут ли нести контент-провайдеры ответственность за содержание своего контента.

В общем, ждем определенности, ждем плана Леонида Реймана, ждем следующего заседания Совета.