Конференция Lotusphere '2009, по традиции прошедшая в конце января в Орландо (США), изобиловала анонсами новых версий продуктов и услуг, которые IBM/Lotus планирует вывести в свет до конца нынешнего года. И хотя официально форум проходил под слоганом “Резонанс”, призванным свидетельствовать о многократном повышении эффективности бизнеса за счет “гармонического сложения” усилий множества сотрудников, более уместным, как мне кажется, было бы говорить о всепроникающей интеграции. Интеграции собственных линеек продуктов между собой и с внешними приложениями, интеграции разнообразных каналов коммуникации, интеграции внутренних и внешних “облачных сервисов” и даже интеграции социальных сетей.

Сформированное в последние годы семейство продуктов Lotus для поддержки коллективной работы в корпоративной среде, включающее электронную почту и средства календарного планирования (Domino/Notes), инструменты для унифицированных коммуникаций (Sametime), платформу для управления контентом (Quickr) и средства формирования корпоративных социальных сетей (Connections), не претерпело никаких изменений по своему составу, но обрастает все новыми функциями, сервисами и моделями развертывания.

В Lotus Sametime 8.5 будет заметно усовершенствована функциональность онлайновых конференций. Для их запуска нужно лишь указать участников в контактном списке Domino. Все они получают доступ к отдельному виртуальному залу заседаний, в котором сохраняются протоколы собраний, слайды и иные документы. При необходимости общение ведется по аудио- и видеоканалам. Существенно расширена функциональность Sametime как платформы унифицированной телефонии, ставящей во главу угла не тот или иной телефонный номер, а всю контактную информацию владельца. Достаточно щёлкнуть мышкой на имени в списке контактов Lotus Domino, и система сама определит, по какому каналу с ним следует общаться в данное время. Если выбранный канал занят, то перебор остальных осуществляется по заранее заданным правилам. Если, к примеру, в настоящий момент сотрудник находится на совещании, звонки, приходящие на его мобильный номер, переадресуются в офис. При этом информация о его запланированных мероприятиях может извлекаться из календаря Domino. Наряду с удобством такой подход позволяет значительно сократить расходы на телефонные переговоры. Это, по мнению вице-президента Lotus Кевина Кавана, особенно важно, поскольку вопросы экономии ресурсов и оптимизации расходов в нынешней кризисной ситуации выходят на первый план.

Перевод всех коммуникаций в среду сетей передачи данных ставит в повестку дня необходимость их тесной интеграции как между собой, так и с корпоративными сервисами коллективной работы. В этой связи заслуживает самого пристального внимания соглашение IBM с поставщиками услуг онлайнового общения Skype, позволяющее включать контакты Skype в адресные списки Domino и по сути открывающее для корпоративных пользователей еще один популярный массовый канал мультимедийного общения. Любопытно, что подобная интеграция будет осуществлена не только в традиционной версии Sametime, но и в той, что вскоре станет доступной “на облаке” в рамках хостинговой услуги LotusLive, реализованной в рамках проекта Bluehouse. Как сообщил руководитель подразделения Lotus Software and WebSphere Portal Боб Пичиано (недавно он сменил на этом посту Майка Родина), наиболее полный комплект сервисов LotusLive Engage включает электронную почту Domino/Notes, средства хранения и совместной работы с файлами Quickr, службу мгновенного обмена сообщениями и Web-конференций Sametime, функции Lotus Forms и социальные инструменты Connections.

При всем сходстве с аналогичными инициативами Microsoft, относящимися к категории “софт плюс сервис”, LotusLive, как уже стало ясно, будет поддерживать не только сервисы и приложения самой Lotus. Подобная открытость к внешним сервисам будет способствовать существенному расширению сетевой аудитории, а ведь, как известно, с ростом числа узлов сети её ценность увеличивается нелинейно. Потенциально к 145 млн. нынешних пользователей продуктов Lotus добавляется почти 400-миллионная аудитория. В ней наряду с абонентами Skype будут присутствовать также клиенты компании Salesforce.com, использующие ее “облачную” CRM-систему, и участники социальной сети LinkedIn, объединяющей профессионалов в разных областях деятельности. Пока что не ясно, сколько будет стоить услуга LotusLive и будет ли она в момент запуска доступна в России (во всяком случае мне четкого ответа на данный вопрос получить у менеджеров IBM/Lotus не удалось).

При очевидном сходстве с продвигаемой Microsoft парадигмой “софт плюс сервис” предложение IBM имеет существенное отличие: если Microsoft согласна предоставлять в своем решении только комбинацию из собственных приложений и собственных “облачных” сервисов, то IBM в этом отношении гораздо более открыта. Ее концепцию, пусть и с некоторой натяжкой, можно было бы назвать “сервисы плюс сервисы”. То, что внешние поставщики “облачных” сервисов соглашаются делиться самым ценным своим активом (клиентской базой), скорее всего связано с обоюдовыгодным характером сотрудничества с корпорацией IBM, которая не выпускает собственных бизнес-приложений и не ведёт интернет-проектов для массовой аудитории.

Последнее не означает, что IBM занимает здесь позицию стороннего наблюдателя. Так, возникший три года назад интерес к использованию в корпоративных средах механизмов формирования социальных сетей сегодня реализован в продукте Connections, версия 2.5 которого выйдет в свет в III квартале. Она будет поддерживать сообщества, включающие как сотрудников предприятия, так и тех, что работают в партнерских организациях. С ее помощью можно будет привлекать к более активному сотрудничеству и клиентов. По мнению Джеффа Чика, вице-президента Lotus, отвечающего за социальное ПО, для того чтобы подобные решения были эффективны не только на массовом рынке, но и в бизнесе, они должны наряду с базовой функциональностью (поддержка профилей, сообществ, блогов, wiki и т. д.) обладать хорошей защищенностью, высокой масштабируемостью и расширяемостью.

Замечательные примеры успешной деятельности массовых социальных сетей в том направлении, которое особенно важно для корпоративного применения, а именно для эффективного использования знаний социума, породили, как мне показалось, завышенные ожидания в отношении этой технологии со стороны вендора. Ведь до сих пор нет единого мнения о побудительных мотивах, заставляющих участников тех или иных социальных сетей делиться своими знаниями, писать статьи в Wikipedia, выполнять совместные проекты и т. д. Надежда на то, что стимулы, действующие в среде частных пользователей, окажутся столь же результативными и в бизнесе, напоминает слепую веру в постулаты социальных утопий. Сотрудники предприятия, имея целью своей работы его коммерческую эффективность и успешность, находятся одновременно в сложных отношениях соперничества друг с другом и личной заинтересованности в быстром карьерном росте. Захочет ли специалист обнародовать свои идеи, если ими воспользуется кто-то другой, да еще и обойдет автора в служебном росте? Будет ли менеджер по продажам делиться сокровенными сведениями о клиентах, если бонусы от заключенного контракта получит только его коллега?

Я поинтересовался у Джеффа Чика, есть ли в разрабатываемом Lotus социально-сетевом ПО функции, нацеленные на мотивацию сотрудников и стимулирующие их “социальную” активность. Как оказалось, пока что неявно предполагается, будто сотрудники станут делать это просто потому, что по определению обязаны работать на благо всего предприятия. Тем из нас, кто еще застал эпоху развитого социализма, что-то мешает поверить в такую чудодейственность одного лишь морального стимулирования. Не исключено, что со временем в корпоративном социальном ПО появятся средства мониторинга, позволяющие объективно оценивать результативность каждого участника онлайнового сообщества. Думается, разумно было бы передавать результаты подобного мониторинга в системы управления персоналом (Human Capital Management).

О важности интеграции бизнес-приложений со средствами поддержки коллективной работы свидетельствует успешное завершение совместного с SAP проекта Atlantic и выпуск продукта Alloy, который обеспечивает пользователям Lotus Notes прозрачный доступ к данным и отчетам ERP-системы SAP. Продукт будет поставляться со стандартным набором workflow-процессов, а для проектирования уникальных процессов можно применить инструмент Lotus Domino Designer. Напомним, что аналогичная интеграция приложений Microsoft Office с ПО SAP несколько лет назад была реализована в продукте Duet.

Продолжится продвижение решений Lotus на очень перспективный рынок СМБ, где особенно сильны позиции Microsoft. В прошлом году с этой целью был выпущен программно-аппаратный комплекс Lotus Foundations с предустановленными средствами управления электронной почтой, общими файлами, резервным копированием и офисными приложениями. Он ориентирован на организации, в которых нет собственной ИТ-службы и где работает до пятисот сотрудников. Очередная версия Lotus Foundations Start 1.1, создаваемая в сотрудничестве с VMware, позволит одновременно с Lotus Domino запускать приложения под Windows и Linux. Увидит свет и новая редакция Lotus Foundations Branch Office, предназначенная для небольших филиалов крупных компаний, использующих платформу Lotus Domino/Notes.