Чем эти нововведения могут обернуться для ИТ-заказчиков и интеграторских компаний?

C 1 марта 2009 г. вступает в силу федеральный закон от 30 декабря 2008-го № 308-ФЗ “О внесении изменений в федеральный закон “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”, существенно изменяющий процесс размещения государственного заказа.

Специалисты компании “Консультант Плюс” отмечают, что изменения внесены в общие условия размещения государственных и муниципальных заказов, в порядок размещения заказов путем проведения конкурсов и аукционов, путем запроса котировок, а также в порядок размещения заказа у единственного поставщика, исполнителя или подрядчика. В соответствии с ними, в частности, повышены требования к квалификации членов комиссий по размещению заказов, предусмотрена возможность снижения стоимости государственного или муниципального контракта по соглашению сторон без изменения иных условий контракта, определено, что начальную (максимальную) цену заказа при его размещении у субъектов малого предпринимательства устанавливает Правительство РФ (ранее она была установлена непосредственно законом), более подробно регламентировано оформление заявок на участие в конкурсах и аукционах по размещению заказов, существенно увеличен перечень случаев, при которых допускается размещение заказа у единственного поставщика (в него, в частности, включены поставки для организации проведения Олимпийских игр).

В закон включены нормы, устанавливающие дополнительную защиту российских производителей. В частности, предусмотрено, что по поручению российского правительства особые условия допуска иностранных товаров, работ и услуг при размещении заказа могут оговариваться также и в случаях, когда установлен приоритет российских товаров, работ и услуг перед иностранными. Кроме того, если в конкурсной документации, документации об аукционе и в извещении о проведении запроса котировок содержится указание на иностранный товарный знак, то в документацию должно включаться указание и на логотип аналогичного товара российского происхождения.

Закон также дополнен нормами, устанавливающими особенности размещения заказа путем проведения конкурса на выполнение двух и более научно-исследовательских работ, относящихся к одному предмету, подразумевающих одни и те же условия контракта и составляющих один лот.

Значительно изменен порядок размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме, в частности определены условия, предъявляемые к организациям, которые могут регистрироваться в качестве операторов электронных площадок, и установлен порядок аккредитации (на три года) участников.

Насколько актуален закон № 308-ФЗ? Осложняет ли он или, наоборот, упрощает процедуру участия интеграторских компаний в конкурсах и аукционах по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд?

Генеральный директор Merlion Project Алексей Сероус считает, что данные поправки не усложняют, но и не упрощают жизнь интеграторов. Скорее это просто доработки федерального закона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” и приведение его в более цивилизованный вид. В то же время для интеграторов важно, что в законе № 308-ФЗ указаны новые требования к квалификации конкурсной комиссии и более подробно расписана процедура проведения аукциона в электронной форме.

“Новый федеральный закон призван обеспечить бóльшую прозрачность проведения торгов, — говорит заместитель генерального директора компании “Микротест” Константин Анисимов. — Цель проводимых изменений в том, чтобы исключить случаи злоупотребления и коррупции”. C точки зрения г-на Анисимова наиболее важными нововведениями для ИТ-отрасли являются:

  • возможность участия в размещении заказов через представителей;
  • возможность снижения по соглашению сторон стоимости контракта, но без изменения количества товаров, объема работ, услуг и иных предусмотренных условий;
  • возможность размещать заказы через Интернет (в новом законе более четко прописаны процедуры проведения электронного аукциона);
  • расширение перечня случаев, когда заказ размещается у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
  • уточнение порядка определения цены контракта на техническое обслуживание и ремонт техники.
  • определение особенностей размещения заказов на выполнение двух и более научно-исследовательских работ на одну тему, являющихся предметом одного лота и предусматривающих одинаковые условия контрактов.

Константин Анисимов подчёркивает, что согласно новому закону при размещении заказа у субъектов малого предпринимательства начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать размер, установленный Правительством РФ. Ранее же начальная цена контракта на поставку товара или выполнение работ этими исполнителями не могла превышать трёх, а на оказание услуг — двух миллионов рублей.

Важно и то, что в соответствии с новым законом устанавливаются условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства, в двух случаях:

  • если иностранным государством в отношении товаров российского происхождения не установлен режим равных условий;
  • если при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд товары, работы, услуги российского происхождения имеют приоритет перед товарами, работами и услугами иностранного происхождения.

Кроме того, теперь документация об аукционе может содержать указание только на товарные знаки, в то время как ранее в законе говорилось о знаках обслуживания, фирменных наименованиях, патентах, полезных моделях и промышленных образцах.

“В целом внесение изменений в закон “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” безусловно является актуальным, — резюмирует г-н Анисимов. — Можно надеяться, что эти нововведения позволят обеспечить лучшую организацию проведения торгов”.