Учитывая тот факт, что во многих странах Европы проникновение сотовой связи уже давно зашкалило за 100%, а рынок замены телефонов, скорее всего, уже никогда не будет таким оптимистично растущим, как до финансового кризиса, даже крупные производители мобильных терминалов начинают обращать свое внимание в сторону нишевых, как казалось раньше, рынков. Один из них — встроенные и внешние мобильные модемы для выхода в Сеть с помощью мобильных ПК и рабочих станций.

В частности, компания Nokia планирует начать выпуск как встроенных, так и внешних решений уже в середине 2009 года. К сожалению, пока никакой конкретной информации ни о технических характеристиках грядущих модемов Nokia, ни об их возможной цене пока нет — скорее всего, речь идет о миниатюрных USB-донглах, а не о PCMCIA- или Express-картах. В Nokia опираются на оценки Strategy Analytics, которые прогнозируют рост таких устройств с 20 млн. штук в этом году до 26 млн. в следующем, а к 2011 году продажи подобных модемов возрастут до 200 млн. штук.

Напомним, что Nokia и ранее пыталась производить встроенные адаптеры для беспроводной связи для мобильных ПК, но в начале 2007 года Nokia и Intel свернули свою совместную деятельность в данном направлении.

Основную ставку при выходе в новую рыночную нишу Nokia планирует делать на операторские проекты, когда устройство будет распространяться вместе с тарифным планом силами того или иного оператора связи. Однако, несмотря на оптимизм руководителей компании в выходе на новый сегмент рынка кроется значительная проблема — место уже занято. Еще на Mobile World Congress в феврале этого года в каталонской Барселоне компания Ericsson анонсировала свои планы о сотрудничестве практически со всеми производителями мобильных ПК по установке в их продукцию встроенных адаптеров для связи с сетями 3G. Только за этот год подобные соглашения были заключены с LG (в сентябре), Dell (в мае), Lenovo (в феврале). Вдобавок, 21 октября этого года Ericsson объявила о том, что будет оснащать модулями HSPA-доступа мобильные интернет-устройства (MID) от компании Intel: таким образом компания значительно расширит область применения технологий мобильного широкополосного доступа третьего поколения и, заодно, займет не сильно популярный рынок устройств, предназначенных в значительных объемах только для нишевых спецпотребителей (складские, логические, торговые решения и т. д.).

В сегменте же внешних USB-модемов достаточно уверенно чувствует себя компания Huawei, которая, по данным ABI Research, занимает 58% этого рынка. Неудивительно, что именно Huawei сумела оперативно договорится со всеми российскими компаниями “Большой тройки” и представить от двух до трех брендированных решений для каждого, причем практически все подобные устройства поддерживают сети 3G.

В целом, Nokia придется изрядно постараться даже не только для того, чтобы выпустить на рынок работоспособную линейку внешних модемов для сетей 3G, а, скорее, чтобы убедить операторов связи использовать именно их оборудование. Подобные решения, к примеру, Huawei E160G, как минимум, должны быть миниатюрными, обладать качественным ПО для управления подключением к Интернету, уметь работать в условиях плохого сигнала базовой сети оператора, иметь встроенную память для драйверов, возможно дополнительную память, чтобы служить флэшкой, а также переходник для карт памяти microSD.