Общая тематика прошедшей в Москве конференции Microsoft “Платформа 2009” (см.www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=116718) имела явную технологическую направленность и была ориентирована на внедрение бизнес-моделей применения ИТ. При том, что сегодня ИТ-специалистов, похоже, больше волнует проблема нынешнего выживания, а не далекая перспектива. С обсуждения этого противоречия и началась беседа обозревателя PC Week/RE Андрея Колесова со старшим вице-президентом по технической стратегии Microsoft Эриком Раддером.

PC Week: Меняются ли как-то подходы к внедрению новых информационных технологий и бизнес-моделей во время кризиса?

Эрик Раддер: Реакция любого предприятия на подобное обострение экономической ситуации вполне понятна и в целом правильна: нужно очень быстро минимизировать текущие расходы, разобраться с тем, что у нее есть, критически оценить свою ранее выбранную стратегию. Да, можно сделать паузу и оглядеться. Но останавливаться нельзя, нужно двигаться вперед. Тем более что речь может идти и не о кризисе, который нужно переждать, спрятавшись под дерево, а о новых условиях, в которых нам предстоит теперь жить еще очень долго. Вы-то спрятались, а конкуренты в это время перебежками двигаются дальше и дальше.

Вот, например, внедрение средств бизнес-анализа (BI). Можно подходить к этому как к новому проекту, требующему затрат. Но на самом деле это один из наиболее реальных путей повышения эффективности работы предприятия. Опыт говорит, что срок окупаемости нормальных BI-проектов не превышает одного года, а часто бывает и заметно меньше. А новый экономический этап в мире может затянуться на годы.

Другое дело, что желательно минимизировать затраты на новые проекты, обеспечить эволюционное развитие, не подвергая неоправданным рискам непрерывность бизнеса. Мы предлагаем именно такой подход. Вот, например, виртуализация для решения задачи консолидации серверов: мы не предлагаем замену существующей Windows-инфраструктуры на нечто принципиально новое. Речь идет о мягком переводе того, что есть у заказчика, в виртуальную среду, использование которой тем не менее позволяет получить весьма осязаемый эффект.

Или возьмем модель S+S. Мы строим свои технологии так, что наше ПО можно применять и в традиционном варианте, и в варианте хостинга. Препятствием на пути применения хостинга для компании являются скорее традиции или даже предрассудки по поводу надежности и безопасности. Но я уверен, что двигатель прогресса — это экономическая целесообразность, которая должна еще лучше проявиться при преодолении трудностей.

PC Week: Давайте перейдем к теме вашей облачной стратегии. Ведь раньше принципиальной позицией Microsoft было то, что компания не работает напрямую с заказчиками, не предоставляет им услуги. А теперь корпорация намерена выступать по сути в роли глобального хостинг-провайдера. В этой ситуации помимо всего прочего серьезно меняется позиция партнеров в системе отношений вендор — потребитель. Вы не боитесь разрушить созданную вами же экосистему?

Э. Р.: Да, в случае S+S Microsoft выступает не только в роли поставщика технологий, но и как хостинг-провайдер. Это действительно принципиальное решение, которое вносит серьезную коррекцию в нашу традиционную бизнес-стратегию. Но ни о каком разрушении партнерской экосистемы не может быть и речи: мы будем осуществлять сугубо эволюционную коррекцию наших отношений. Однако изменения эти нужны — причем не только нам, но и партнерам, так как ИТ-мир сегодня уже иной, не тот, что был десять и тем более тридцать лет назад.

Создание облачной платформы Azure — это не намерение отодвинуть партнеров в сторону. Совсем наоборот, с ее помощью мы хотим предоставить им новые возможности для работы с заказчиками. Не говоря уже о тех преимуществах, которые открываются перед независимыми разработчиками ПО и поставщиками решений в режиме сервисов.

Важно и то, что у заказчиков резко расширяется число вариантов использования ИТ: устанавливать ПО у себя, пользоваться услугами локального провайдера или работать напрямую с Microsoft. А такой выбор будет способствовать продвижению ИТ в организации, то есть расширению рынка. Тут можно привести давно подмеченный аналитиками момент: в случае выхода Microsoft в новую для нас сферу деятельности выгоду получают все участники рынка, так как при этом расширяется весь сегмент.

Вот, например, сервис SharePoint. Все же это — лишь платформенное решение, которое нужно приспосабливать к работе конкретного предприятия. Это делает наш партнер, он применяет SharePoint Online в виде некоторого фундамента, на котором разворачивает свою систему управления документами и потоками работ, в том числе с учетом национальной или отраслевой специфики. И далее предоставляет все это заказчикам уже как собственный сервис. При этом, посмотрите, у партнера также есть возможности выбора: создавать хостинг-площадку у себя, сделать это у местного провайдера или же разместить все у Microsoft на базе Azure.

Еще один принципиальный момент заключается в том, что мы хотим обеспечить плавный переход от традиционной модели использования ПО к облачной, чтобы опыт разработки и эксплуатации обычных Windows-решений был применим и к Azure.

PC Week: И все же если использовать только черно-белые краски: Azure — это новый способ зарабатывания денег или некий опытный полигон для новых идей?

Э. Р.: Жизнь не описывается двумя красками. Тем более в ИТ, где очень трудно предвидеть, как будет развиваться ситуация, какие инновации найдут применение, а какие окажутся ненужными или преждевременными. Сейчас в области S+S мы и наши партнеры находимся в самом начале пути. Но я хотел бы отметить другой аспект: одна из задач продвижения S+S — это проблема монетизации данной модели. Пока это тоже во многом исследовательская задача и для нас, и для наших партнеров.

PC Week: Каков график развертывания вашей новой платформы, ориентированной на вычисления в “облаке”, во времени и пространстве? Список ваших деловых онлайновых сервисов растет, но их доступность ограничена территорией США. Будут ли они представлены в других странах, в том числе и в России?

Э. Р.: Да, уже сейчас в рабочем режиме функционируют наши сервисы CRM, SharePoint, Exchange; еще несколько проходят бета-тестирование и будут запущены в 2009 году. Их состав будет пополняться. Что касается географии их доступности, то она расширится, никакой дискриминации не будет.

Вы ведь сами понимаете: создание подобных онлайновых сервисов, тем более для корпоративных заказчиков, — это очень и очень серьезное дело. А учитывая масштаб деятельности Microsoft, очевиден и уровень нашей ответственности. Нужна определенная поэтапность. Сейчас мы оттачиваем технологические и организационные моменты, и делать это удобнее в рамках Америки, которая сама по себе является очень крупным рынком. Продвижение в другие страны — это не просто расширение территории, но и решение очень непростых задач локализации продуктов с учетом национальной специфики. Мы как раз сейчас подошли к этому этапу работ. Я не могу сказать точно, но, кажется, запуск онлайновых бизнес-сервисов в России у нас запланирован на следующий финансовый год.

PC Week: Когда заказчики смогут работать с самой Azure?

Э. Р.: Сейчас Azure находится на этапе раннего бета-тестирования, и по его итогам в начале следующего года мы представим более детальный временной график действий, в том числе определимся с примерными сроками перевода этой платформы на коммерческий вариант работы. Но я хотел бы подчеркнуть, что для разработчиков ПО есть специальная программа участия в данном проекте, они уже сейчас могут создавать и тестировать свои программы в среде Azure.

PC Week: Одна из проблем на пути продвижения сервисной модели — доверие со стороны заказчиков к хостинг-провайдеру. Причем клиентов больше волнуют даже не столько вопросы производительности и доступности, сколько собственная информационная безопасность. Как вы видите возможности решения подобных проблем?

Э. Р.: Все инновации, в том числе и в области ИТ, сталкиваются с проблемой преодоления подобного недоверия. В опасениях потребителей по поводу хостинга нет ничего необычного. Конечно, поставщики должны предпринять определённые усилия, чтобы убедить клиентов в его пользе, но главное тут — объективный фактор, а именно экономическая целесообразность данной модели для предприятий. А также отработка всех организационных и юридических сторон этого вопроса.

Мне кажется, что как раз организационно-правовые аспекты хостинга на сегодняшний день решены в виде понятных схем соглашений об уровне обслуживания (SLA). Что касается доверия к надежности хранения персональных и деловых данных, то тут больше чисто психологических и эмоциональных моментов. Вот простой встречный вопрос: где вы храните свои сбережения — дома или в банке? Объективная статистика говорит однозначно: в банке хранить не только выгоднее, но и надежнее, хотя людям потребовалось время, чтобы поверить в это. Это может показаться парадоксальным, но даже нынешний кризис лишь подтверждает правильность этого тезиса.

PC Week: Но есть еще опасения в отношении зависимости от одного поставщика. До сих пор Microsoft выступала в роли только разработчика ПО, а теперь заказчики должны будут доверить ей и поддержку своих приложений, и свои данные. Зависимость растет. Не отпугнет ли это заказчиков?

Э. Р.: Тема зависимости поднимается в основном нашими конкурентами, но мы не слышим подобных вопросов со стороны своих заказчиков. Более того, мы часто просто вынуждены принимать участие в реализации крупных проектов, принимая на себя ответственность за них, потому что этого требуют клиенты.

Вы же знаете извечную проблему ИТ: кто виноват в случае неработоспособности вычислительной системы? Разработчик прикладной программы кивает на поставщика ОС, тот — на производителя компьютера, а они все вместе — на неумелого системного администратора. И что делать в этой ситуации потребителю? Хороший вариант — заключить соглашение с тем, кто возьмет на себя ответственность за систему в целом. На самом деле любую проблему можно видеть с разных позиций. Например, можно говорить о зависимости от поставщика, а можно — об ответственности поставщика. Причем зависимость оказывается мифической, а ответственность — юридически зафиксированной.

PC Week: Но все же одним из принципов развития ИТ-отрасли была глубокая система разделения труда, именно этот подход был ключевым в стратегии Microsoft.

Э. Р.: Разделение труда никто отменять не собирается. Точнее, даже сама подобная постановка вопроса нереальна. А с точки зрения заказчиков этот принцип представлен в виде возможности выбора. Где хранить сбережения — дома, в местном банке под очень высокие проценты или в крупном, не с такими большими дивидендами, но с государственными гарантиями? Главное, чтобы у вас был выбор, чтобы решение принимали вы сами. Не говоря уже о том, что Microsoft — отнюдь не единственный поставщик на ИТ-рынке.

А что касается доверия, то я хочу подчеркнуть, что Microsoft совсем не новичок в области онлайновых сервисов. Помимо прикладных служб у нас есть огромный опыт в инфраструктурной сфере в виде обновления Windows через Интернет. Их работа не очень видна для конечных пользователей, так как носит сугубо технический характер и выполняется в фоновом режиме. Но представьте себе масштабы этой системы: сотни миллионов компьютеров по всему миру, огромный объем загрузок каждый день, поддержка разных национальных версий ОС и прикладного ПО. Все это работает в таком режиме уже несколько лет. Можете вообразить, какая ИТ-инфраструктура задействована для решения только этой задачи со стороны корпорации! Мы уверены, что такой опыт сам по себе является важной гарантией нашей надежности как сервис-провайдера. Но я должен подчеркнуть: никакой успокоенности с нашей стороны не может быть: доверие нужно подтверждать и завоевывать каждый день.

PC Week: Как вы видите готовность российских партнеров и заказчиков к практическому восприятию концепции облачных вычислений?

Э. Р.: Я очень высоко оцениваю техническую подготовку ваших ИТ-специалистов и их готовность к техническим инновациям. Бизнес-заказчики более консервативны к новшествам, но это вполне естественно. Деятельность Microsoft развивается в России очень успешно, и мы намерены увеличивать инвестиции в этот регион. Наверное, вы знаете, что два месяца назад мы объявили о выпуске полностью локализованной русской версии Visual Studio и MSDN. Для пользователей и многих ИТ-специалистов это событие кажется не очень значимым, но на самом деле речь идет о принципиально важной вещи, которая отражает серьезность наших намерений в вашей стране. Ведь данный проект локализации намного больше по объему по сравнению с Windows и Office вместе взятым. По нашим оценкам, только перевод на русский язык документации MSDN позволил нам расширить круг ее потребителей в России в три раза.

PC Week: Спасибо за беседу.