“Российский рынок BI вырос за год на 60% и достиг 105,3 млн. долл. Впервые существенная часть BI-проектов была выполнена не только в финансовых и телекоммуникационных организациях, но и в промышленности, энергетике, розничной торговле и государственном секторе”, — сообщил на конференции IDC Business Intelligence Roadshow 2008 региональный директор IDC в России и СНГ Роберт Фариш. Нет, это вовсе не первые признаки выхода из экономического кризиса: просто информация, представленная IDC, относится к давно прошедшему 2007 г. А какова же ситуация сегодня?

У IDC пока нет на этот счет никаких сведений. Подводить итоги года, разумеется, еще рано, но не ясно даже, как картина меняется от квартала к кварталу. По мнению заместителя генерального директора Sybase CIS Алены Еникеевой, сегодня можно констатировать, что у многих заказчиков ИТ-бюджеты сокращаются, что заставляет их откладывать запуск BI-проектов. Впрочем, с этим согласились не все представители вендоров, участвовавших в конференции: ни один из уже стартовавших проектов не остановлен, отложены лишь те, что находились на этапе подготовки. Это означает, что результаты в российском сегменте рынка BI по итогам нынешнего года могут оказаться вполне приличными, но в 2009-м следует ожидать заметного снижения темпов роста.

“Наши заказчики не останавливают проекты и не сокращают финансирование”, — заявил руководитель центра проектирования системного ПО пермской компании “Прогноз” Алексей Булатов. Думается, связано это прежде всего с тем, что позиции “Прогноза” особенно сильны в государственном секторе, а госбюджет пока не секвестируется. Отсюда следует, что в следующем году рынок BI может сместиться в сторону тех заказчиков, которые в той или иной мере финансируются из казны (предприятия ВПК, “Росатома”, участники национальных проектов и т. д.).

Что может стимулировать заказчиков, несмотря на кризис, инициировать и продолжать BI-проекты? Большинство докладчиков сходилось в том, что именно сейчас очень важно уметь снижать затраты, не нанося ущерба основному бизнесу компании. А сделать это, не имея надежных аналитических инструментов и качественной исходной информации, практически невозможно. По мнению руководителя подразделения Information Management компании “IBM Восточная Европа/Азия” Сергея Лихарева, потребность в BI-решениях сегодня возрастает еще и из-за того, что в условиях кризиса цена любой ошибки в принятии решения существенно выше, чем в спокойные годы. Ситуация на рынке теперь меняется очень быстро, а потому возрастают требования и к скорости подготовки тех или иных решений. В этой связи на конференции не раз упоминалась и концепция Real Time BI.

Если не рассматривать бизнес-аналитику в реальном времени как маркетинговый слоган, докладчикам следовало бы разъяснить сначала, в чем суть Real Time BI. Идет ли речь о том, что данные в хранилище загружаются непрерывно по мере фиксации транзакций в учетных системах, либо имеется в виду “мгновенная” обработка аналитических запросов? Как считает Алена Еникеева, более корректно было бы говорить об аналитических процедурах, выполняемых в том масштабе времени, который диктуется реальными потребностями бизнеса, а такая модель тоже существует и носит название Right Time BI.

И если уж речь зашла о правильном масштабе времени, то это понятие следовало бы приложить и к аналитическим исследованиям рынка BI, проводимым местным офисом IDC. Представление результатов с почти годовой задержкой существенно снижает их практическую ценность.