Когда-то продукт Documentum был просто системой управления документами, но со временем в нем стали появляться функции коллективной работы, формирования архивов, обеспечения нормативных требований и управления бизнес-процессами. Да и само понятие документа оказалось чересчур узким, поскольку управлять сегодня приходится так называемым контентом: мультимедийными роликами, 3D-моделями, слабоструктурированными коммуникационными каналами Web 2.0 и т. д. Перемены на рынке Enterprise Content Management (ECM) происходят столь стремительно, что иногда бывает полезно просто зафиксировать нынешнее состояние лидирующих ECM-продуктов.

В середине ноября в Праге на конференции EMC Momentum ‘2008 речь, конечно же, шла в первую очередь об очередной версии Documentum 6.5, выпущенной в июле (см. PC Week/RE, № 34/2008). Поскольку мы уже писали о ней довольно подробно, остановимся на концептуальных заявлениях, прозвучавших на данном форуме. Обращает на себя внимание тот факт, что Documentum все больше позиционируется как платформа управления контентом, который может размещаться во множестве разнородных репозиториев.

По-видимому, все основные игроки рынка ECM уже поняли, что его развитие сдерживается из-за того, что заказчикам становится все труднее интегрировать между собой множество репозиториев контента, разработанных разными вендорами. Пока что проблема решается выпуском программных адаптеров. Но пару месяцев назад три лидирующих в этом сегменте компании -- EMC, IBM и Microsoft — представили в комитет по стандартам OASIS спецификацию Content Management Interoperability Services (CMIS), которая была поддержана такими известными вендорами, как Adobe, OpenText, Oracle и SAP. Результатом рассмотрения данной заявки техническим комитетом OASIS должен стать открытый стандарт, который позволит интегрировать разнородные ECM-системы на основе технологии Web-сервисов. По словам вице-президента EMC по маркетингу Уитни Тидмарш поддержка CMIS появится в следующей версии Documentum 7, выпуск которой ожидается в конце 2009 г. Тем не менее, как было объявлено на форуме, уже сегодня пользователи и разработчики могут ознакомиться с предварительной реализацией спецификации CMIS в EMC Documentum Content Server.

Говоря об эволюции платформы Documentum, старший вице-президент EMC по технологиям управления контентом и архивирования (Content Management and Archiving, CMA) Баладжи Еламанчили отметил три ее направления: повышение технических характеристик (производительности, масштабируемости, эффективности использования аппаратных ресурсов), интеграцию с внешними системами и инновации. Движущей силой для этих инноваций, убежден г-н Еламанчили, должны быть потребности конечных пользователей. В качестве примера он назвал новое клиентское ПО CenterStage Essentials, которое позволит сотрудникам быстро создавать среды для совместной работы с контентом, управлять динамически формируемыми рабочими группами, отслеживать историю вносимых в документы изменений и оставлять поясняющие комментарии, не отражающиеся в содержании самого документа. Вскоре можно ожидать выхода коммерческой версии CenterStage Essentials (стандартная редакция будет бесплатной). Еще одна новая функциональность реализована в модуле xPression, появившемся в составе Documentum благодаря недавней покупке корпорацией EMC фирмы Document Sciences. Речь идет об автоматизации массовых коммуникаций с клиентами через рассылки персонализированных маркетинговых материалов, коммерческих предложений, счетов на оплату, отчетов и иных документов по самым разным каналам, начиная от обычной почты и заканчивая SMS-сообщениями и личными страничками на портале. На конференции было объявлено о выпуске первой интернациональной версии xPression, поддерживающей наряду с базовым английским еще шесть языков, в числе которых есть и русский.

Одно из важных достоинств продукта xPression — одновременная поддержка бумажного и электронного документооборота, что очень актуально для многих российских предприятий. Я попытался выяснить, каким образом Documentum способен помочь в решении указанной проблемы.

“У нас есть решение для управления записями [records management], в котором решаются задачи гарантированного сохранения тех или иных документов на протяжении определенных периодов времени и порядка их вывода из архивного оборота, — говорит директор подразделения решений по управлению контентом и архивированию корпорации ЕМС Шейла Чайлдс. — При этом если документ существует и в бумажной и в электронной форме, такое управление осуществляется параллельно. Если какая-то операция производится с электронной копией, то сразу же указывается физическое местоположение на полке хранилища соответствующего ему бумажного документа”.

Но как быть, если речь идет не о записях, которые по определению не подлежат корректировке, а о документах, время от времени подвергаемых модификации (например, о технической документации)? “Строго говоря, решить эту проблему автоматически, совершенно без участия человека, невозможно, — убежден вице-президент и директор по технологиям отделения EMC Document Sciences Насер Баргути. — К примеру, с помощью модуля eXpression мы можем синхронно генерировать совершенно идентичные электронные и бумажные документы. Если электронный документ таков, что иногда он кем-то корректируется, то одновременно распечатывается новая версия его бумажной копии. Но решение проблемы я вижу в полном переходе на электронные формы документооборота и архивирования. Я думаю, в России рано или поздно осознают неизбежность этого шага. Похожая ситуация когда-то была и в США, и хотя не могу сказать, что дублирование электронного и бумажного документооборота у нас полностью изжито, в этом направлении сделаны гигантские шаги. Многое зависит от отрасли: к примеру, в банках весь документооборот осуществляется в электронной форме и практически нет бумажных архивов”.

Но наряду с ближайшими целями эволюционного развития платформы Documentum есть и стратегические, а потому и более амбициозные. В своем выступлении президент подразделения CMA корпорации EMC Марк Льюис особое внимание уделил переходу от задач создания, хранения и обработки информации к ее содержательному анализу (Information Intelligence). Объем информации, накапливаемой предприятием в его повседневной деятельности, растет год от года экспоненциально. Все большую долю в нем составляют неструктурированные или слабо структурированные данные. Использовать такую информацию становится все труднее, поскольку существенно усложняется поиск сведений, имеющих непосредственное отношение к решению той или иной задачи.

Согласно исследованию Information Intelligence, выполненному IDC по заказу компании EMC, для этого необходим целый ряд весьма специфических инструментов. Нужны средства классификации и категоризации неструктурированных данных, с помощью которых можно будет группировать похожие или взаимосвязанные материалы независимо от того, в каких репозиториях они находятся. Для структурирования контента и повышения качества процедур поиска его необходимо снабжать тегами и XML-схемами. Не обойтись без инструментов для извлечения из неструктурированных документов таких сущностей, как имена, адреса, названия организаций, а также для определения взаимосвязей между сущностями. Крайне желательно уметь производить поиск по изображениям и относящихся к ним метаданным и автоматически извлекать метаданные посредством технологий распознавания речи, символов и элементов изображений.