Десятилетний юбилей учебного центра (УЦ) “Информзащита” пришелся на сложную пору экономического кризиса. Ежедневно общаясь с представителями десятков компаний, его сотрудники к концу текущего года регистрируют изменения спроса на услуги УЦ: отказы от запланированных курсов по причине сокращения расходов на обучение и командировки; уменьшение числа семинаров и конференций по теме информационной безопасности (ИБ); возврат от аутсорсинга в обеспечении ИБ к ориентации на собственные кадры при оптимизации их численности, состава и интенсификация их труда.

Как заявила директор УЦ “Информзащита” Зоя Попова, сегодняшний баланс спроса и предложения в области подготовки ИБ-специалистов, который отражает кризисную ситуацию в экономике, демонстрирует рост интереса к тематике, связанной с безопасностью баз данных, анализом защищенности вычислительной сети, использованием безопасного документооборота, удостоверяющих центров и систем электронной цифровой подписи.

Как показывает международная и отечественная статистика, 60--80% нарушений корпоративных требований в области ИБ происходят по причине неосведомленности персонала. Поэтому в УЦ по-прежнему востребован базовый тренинговый курс по безопасности компьютерных сетей, имеющий своей целью дать необходимую информацию людям, не являющимся специалистами в области ИБ. В связи с изменением в стране нормативно-правового поля в сфере защиты информации актуальна тема соответствия внешним и внутренним регулирующим требованиям. Что же касается сокращения расходов на обучение, то компании отказываются от подготовки персонала по узким специальным направлениям.

Реагируя на сокращение корпоративных бюджетов, УЦ “Информзащита” предполагает усилить направление дистанционного обучения, хотя оно сложнее в организации и дает более низкий экономический эффект. Поскольку эта форма обучения не универсальна (например, при изучении конкретных продуктов зачастую не обойтись без стенда), в этом случае УЦ рассчитывает на помощь своих региональных партнеров, которые в состоянии организовать такое обучение либо у себя, либо на территории заказчика в его корпоративном УЦ.

Несмотря на кризис руководители УЦ “Информзащита” отмечают рост числа предложений от европейских и отечественных вендоров, работающих в области ИБ и стремящихся вывести свои продукты на российский рынок. При этом идет процесс качественного расширения базы потребителей и поставщиков образовательных услуг за счет непрофильных по отношению к направлению ИБ организаций, таких как кадровые агентства и компании, специализирующиеся на проведении конференций, семинаров и т. п.