Когда предприятия начинают в полной мере использовать инструменты для работы в социальных сетях, сотрудники, которым уже полюбились сайты Twitter, Facebook, MySpace и им подобные, стремятся распространить свои навыки по сетевому общению на приложения для микроблогов типа Yammer и Dotster. Но как компаниям добиться, чтобы компьютерный инструментарий способствовал росту производительности труда, а не превращался в подобие кофейного автомата, возле которого все забывают о работе?

Довольно трудно установить связь между производительностью и такими действиями, как ведение микроблогов. С появлением новых технологий задача, вероятно, еще больше усложнится. Но существуют некоторые стратегии, позволяющие использовать инструменты социальных сетей с максимальной эффективностью.

Откажитесь от оценок

Хотя компании, вероятно, будут прибегать к различным методам измерения производительности труда сотрудников, применяющих Web 2.0, некоторые эксперты считают, что польза от них сомнительна. “Когда речь идет о тех, от кого требуются обширные знания, корпорации в большинстве случаев не измеряют эффективность их телефонных разговоров, электронной почты или использования переговорных комнат, — заметил Гил Иехуда, старший аналитик компании Forrester Research. — Руководство исходит из того, что лучшим критерием является общая производительность труда”.

Вместо разработки критериев продуктивности компаниям следует просто поверить, что она возрастет. “Широко известно, что инструменты Web 2.0 повышают производительность труда, и только предприятия, отстающие во внедрении новых технологий, отказываются это признавать”, — считает Джош Холбрук, директор компании Yankee Group по исследованиям.

Разрешите каждому использовать новые технологии по собственному усмотрению, но в определенных пределах

Предусмотрительные компании позволяют сотрудникам использовать часть рабочего времени в целях, не связанных с их трудовой деятельностью. Например, если работник тратит по утрам три минуты на проверку своего почтового ящика Gmail, это может противоречить корпоративному духу. Но попытки запрета могут побудить человека заняться другим чисто личным делом — рассылкой резюме в надежде найти другую работу.

Точно так же при использовании микроблогов компаниям следует разрешить общение на личные темы и проявление индивидуальности, но лишь пока это не выходит за допустимые рамки. Запретить выражать свое мнение и мысли в микроблоге — всё равно что предложить сотруднику не проявлять на работе никаких чувств. Иногда подобный запрет оправдан и закреплен в политике компании. Но зачастую общение на личные темы позволяет устанавливать новые полезные связи.

Используйте микроблоги для привлечения и удержания сотрудников

“Доказано, что социальные сети способствуют сокращению текучести кадров, особенно если работники трудятся на большом расстоянии друг от друга, — сказал Холбрук. – Более тесное сотрудничество за счет применения новых инструментов, например wiki, позволяет быстрее выводить продукты на рынок, сокращая сроки разработки и более оперативно налаживая обратную связь с клиентами”.

Такое ускорение темпов работы по душе пользователям микроблогов и других инструментов социальных сетей, поскольку они предпочитают проекты, осуществление которых идет по кратчайшему маршруту. Кроме того, сотрудничество может избавить от ощущения изолированности работников, которые трудятся в филиалах или дома, отметил аналитик компании Gartner Скотт Моррисон: “Проблема с людьми, работающими в удаленном режиме, заключается в том, что они не получают разрядки за счет неформального общения. Те, кто в офисе способен работать в высшей степени продуктивно и творчески, дома могут растеряться ”.

Если же сотрудники поддерживают связь с помощью микроблогов, это может заменить им офисные разговоры на темы вроде “над чем сейчас работаешь?”.

Назначьте менеджера сообществ

При интенсивном использовании микроблогов, когда в них участвует практически каждый сотрудник, компаниям может потребоваться новая должность для человека, который будет управлять этим потоком информации, отмечает Кэтрин Браун, директор по использованию социальных сетей в бизнесе из компании Dotster.

Хотя основной функцией такого менеджера является работа с клиентами и обеспечение обратной связи с ними, он может также осуществлять надзор за внутренними блогами, чатами и обновлением каталогов. Это позволит компании более полно использовать потенциал социальных сетей.

“Менеджер сообществ может быть полезен для работы интранета, — отметила Браун. — Он совершенно необходим при использовании сети для общения с клиентами и сбора поступающих от них предложений для внедрения инноваций, но в его функции может входить и связь с сотрудниками компании”.

Упрощайте и стандартизируйте

Для создания более прочной социальной сети Браун рекомендует ограничить количество используемых на предприятии приложений. Это не только избавит от лишней головной боли ИТ-подразделение, которому приходится обеспечивать безопасность данных и сетей, но и ускорит обмен информацией.

Например, сотрудник не должен использовать одно приложение для ознакомления со справочником по персоналу, а другое — для микроблога. Найти одно приложение, обладающее всеми необходимыми функциями, и обучить работников обращаться с ним — всё равно что уменьшить количество действий, используемых в стандартных бизнес-операциях.

Конечно, иногда проще сказать, чем сделать, считает Браун: “В крупных компаниях могут возникнуть сложности при попытках ограничиться одной платформой, поскольку инструменты для социальных сетей сначала появляются в различных департаментах, а затем начинают распространяться по всей организации. Возможно, вам не удастся обойтись единым решением. Но если вы сумеете удовлетворить нужды сотрудников и ответить на все их вопросы, это можно считать хорошим началом”.

Организуйте обмен опытом

Если в микроблогах участвуют только наиболее технически грамотные сотрудники, это не обеспечивает того роста производительности труда, которого можно достичь, когда связи поддерживаются между всеми специалистами компании.

Браун отмечает, что когда она работала в корпорации Cisco, сотрудники обращались с любыми возникающими вопросами в интранет, поскольку эта сеть объединяла их всех. То же самое можно теперь сказать об инструментах социальных сетей, обладающих полным набором функций.

“Благодаря приложениям для социальных сетей вы просто получаете возможность обратиться к людям, обладающим более богатым опытом”, — сказала она.