Финансовый кризис приводит к исчезновению компаний, которые переоценили свои возможности. Тех, кто возомнил, будто проблемы их не затронут, уже накрыла волна цунами. Мы, оставшиеся на плаву, смотрим на себя и гадаем, кто станет следующим.

На фоне нынешнего состояния экономики минувшие годы кажутся совершенно безмятежными. Коллапс рынка недвижимости в США заморозил кредитные механизмы и привел к тому, что финансовые институты потеряли почти 600 млрд. долл. Наблюдатели предсказывают, что наступающий сезон рождественских распродаж будет худшим из тех, что были после 2002 г.

Как реагировать?

Сегодня более чем когда-либо квалифицированный менеджмент определяет, доживет ли ваша компания до завтрашнего дня. На первый план вышли концепции инновационности, гибкости и трансформации, а они требуют особых навыков. В прошлом эти понятия часто считали просто очередными модными словечками и поэтому игнорировали. Но теперь они стали синонимом выживания. Я считаю, что вопрос должен ставиться именно так.

Нам не следует реагировать на происходящие события, впадая в панику, уходя с рынков или урезая все статьи расходов. Нет, мы должны освоить инструменты управления, необходимые любой организации в XXI веке независимо от панических настроений в финансовом мире. Это единственный способ быть готовым как к хорошим, так и к плохим временам.

Пытаясь сформулировать, что с нами происходит в новом столетии, мы прибегаем к знакомому набору слов: глобализация, аутсорсинг, офшорное производство, век информации, инновации, эпоха массового Интернета, разукрупнение корпораций, компания реального времени, экономика знаний и устойчивое развитие.

Чтобы составить четкое представление о происходящем и наметить план действий, в качестве первого шага мы можем сгруппировать эти термины в две категории. Информацию, знания и инновации можно отнести к категории “что”, а коммуникация через Интернет, разукрупнение и партнерство — к категории “как”.

Иными словами, для выживания компаниям сегодня необходима информация, которую можно анализировать и превращать в знания, чтобы потом использовать в инновациях, воплощенных в продуктах, процессах и моделях бизнеса. Чтобы добиться этого, предприятия должны изыскать новые способы коммуникации через Интернет, разукрупнения и поддержания связей.

На первом плане — люди

В качестве второго шага давайте добавим к нашему списку еще одно слово — человек. Если вы уделите людям должное внимание, все остальное — глобализация, аутсорсинг, разукрупнение и т. п. — встанет на свои места.

Наибольшее значение имеют четыре группы: работники вашей организации; ваши партнеры; те люди вне вашей организации, с кем вы поддерживаете контакты время от времени; наконец, те, чьи потребности вы стремитесь удовлетворить с помощью своих продуктов или услуг.

Инновации рождаются в умах людей, способных проникать в суть сырой информации и эффективно использовать знания. Задача лидера — объединять усилия людей, работающих в организации и вне ее, и управлять ими так, чтобы в результате рождались инновационные решения, которые будут использованы для удовлетворения потребностей клиентов.

Если вы стремитесь к инновациям, хотите стать более гибким и чутким или просто пытаетесь удержать свою компанию на плаву, достижение любой из этих целей зависит от объединения управления бизнесом и ИТ. Это совершенно новый способ организации совместной работы ваших сотрудников.

К сожалению, на большинстве предприятий этого не делается. Мы просто не освоили способы управления, позволяющие объединить в наших организациях бизнес и ИТ. Одна из причин заключается в том, что эпоха компьютеров наступила сравнительно недавно и принесла массу перемен. Под градом событий мы лишь реагировали на них вместо того, чтобы управлять ими как единым потоком. Другая причина связана с тем, что люди, занимающиеся бизнесом и технологией, не до конца понимают друг друга и испытывают взаимное недоверие.

В определенный момент ИТ, будучи сначала просто инструментами, достигли в своим развитии такого уровня, что превратилась в стратегический элемент бизнеса. Это означает, что бизнесом уже нельзя управлять, не управляя одновременно технологией, обеспечивающей его функционирование. Поэтому люди должны теперь рассматривать бизнес и технологию в качестве единого целого. Иногда появляется некая идея в области бизнеса и подыскивается соответствующее техническое решение. В других случаях новая технология диктует свои правила и вокруг нее выстраиваются бизнес-процессы или даже новые модели бизнеса.

Если компания успешно управляет этими явлениями, говорят, что ей удалось добиться слияния бизнеса и ИТ. Хотя на практике это еще не получило широкого распространения, найти такие компании не трудно. Посмотрите на фирмы, успешно действующие на рынке, неизменно побеждающие своих конкурентов и справляющиеся с нынешним экономическим штормом. Скорее всего, вы обнаружите, что у них хорошо организовано взаимодействие бизнеса и технологии.

Нынешние времена требуют перемен. Однако нужно было начать менять подход к структурированию и управлению организацией задолго до того, как Уолл-стрит оказалась на краю пропасти.