Одно из главных событий выставки-форума “ИнфоКом 2008”, проходившей в Москве с 24 по 28 октября, — выступление министра связи и массовых коммуникаций РФ Игоря Щёголева, который ни словом не обмолвился о мировом финансовом кризисе и его возможном влиянии на возглавляемую им отрасль, но в самых общих словах обрисовал основные задачи, стоящие перед министерством.

“Улучшая инфраструктуру, технологии и качество информации, мы обеспечиваем конкурентоспособность наших национальных интеллектуальных, инновационных, творческих решений, — сказал Игорь Щёголев. — Только так можно снять зависимость российской экономики от сырьевого экспорта, перейти к экономике знаний”. Но что же требуется сделать для улучшения этой самой инфраструктуры, которая, особенно в регионах, оставляет желать много лучшего? Для этого, подчеркивает министр, нужно проводить гармоничную политику, учитывающую взаимосвязь инфраструктуры, технологий, кадров в информационном потенциале страны, а также принимать во внимание то, какое влияние оказывает на реализацию этого потенциала информационное пространство на национальном и глобальном уровнях.

Г-н Щёголев считает, что “очевидна необходимость совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей взаимодействие операторов связи, в том числе по вопросам обеспечения недискриминационного доступа. Основной механизм этого — либерализация рынка, свободная и честная конкуренция, и здесь, конечно, роль министерства как регулятора особенно важна”. Заметим, что информацию о масштабах этой самой дискриминации, называемой иногда “цифровым неравенством”, можно было получить, посетив круглый стол “Госинициативы развития Рунета”, состоявшийся на той же выставке-форуме “ИнфоКом 2008” — в рамках “Недели российского Интернета” (RIW’2008). Там было отмечено, что в регионах страны стоимость доступа к Сети примерно в 6—8 раз превосходит таковую в Москве.

“Усилия министерства направлены на сокращение диспропорций в доступности базовых услуг связи на территории России, — продолжил Игорь Щёголев. — На этом пути завершён первый этап внедрения универсальных услуг связи в масштабе всей страны. В высшей степени перспективная инфраструктура широкополосного доступа в Интернет развивается опережающими темпами. ШПД несёт с собой полный спектр новых услуг — финансовых, банковских, образовательных, культурных и др. Совмещение широкополосного доступа и “классической” уже существующей инфраструктуры, например сети отделений национального почтового оператора, позволит резко поднять уровень доступности новых услуг на территории всей России”.

Одним из важных направлений развития отрасли г-н Щёголев называет развитие инфраструктуры по вектору взаимодействия “власть — общество”. “Речь идет о государственных услугах, о доступности информации из ведомственных источников. Идея “электронного правительства”, которая реализуется в рамках программы “Электронная Россия”, нацелена на повышение прозрачности государственных услуг и за счёт этого снижение уровня коррупции. Чем меньше контактов между потребителями услуг и чиновниками, которые их предоставляют, тем, естественно, меньше маневра для взяточников. Однако её реализация на протяжении нескольких лет далека от заявленных высоких результатов. И первоочередные задачи, которые мы видим для восполнения этого вакуума, состоят в том, чтобы внедрить межведомственный электронный документооборот, сформировать систему закупок в онлайновом режиме, ввести единую систему учёта результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых за счёт государственного бюджета. Устанавливая национальный стандарт доступности информации, государство должно начинать с себя. Надо дать людям возможность со своего рабочего места или из дома отправить налоговую декларацию, заключить договор или узнать, как движется документ, с которым они обратились в органы государственной власти”, — пояснил он.

Одно из препятствий на пути к “цифровой идиллии” министр видит в том, что уровень компьютерной грамотности многих госслужащих оставляет желать лучшего. “Нам нужно ускоренными темпами организовать непрерывное обучение госслужащих, а также вводить в результаты периодической аттестации, предусмотренной законом, тестирование их компьютерной грамотности”, — заявил г-н Щёголев.

Коснулся министр и проблем воспитания подрастающего поколения. Он напомнил, что в рамках национального проекта “Образование” все российские школы уже получили доступ к ресурсам Интернета. Ожидается, что к 2010 г. количество используемых в школах компьютеров составит 1 млн. “Таким образом, мы подготовили физическую среду для доставки информации, — сказал министр. — На следующем этапе необходимо сосредоточиться на разработке самой информации. Речь идет о развитии и модернизации учебной контентной среды, которая позволит быстро и эффективно дополнить учебный курс любого образовательного учреждения новыми материалами. Это обеспечит механизм для широкого распространения образовательных материалов, необходимых для учебного процесса. Для создания и внедрения инновационных технологий и производств нужна инфраструктура поддержки научных исследований и образовательных программ. На этом направлении мы договорились тесно взаимодействовать с Министерством образования и науки РФ”.

Однако на деле не всё обстоит так гладко. “В России информационная инфраструктура для науки и высшей школы до сих пор носит характер кооперации различных ведомственных и корпоративных сетей, — отметил г-н Щёголев. — Для того чтобы двигаться вперед, нужна единая инфраструктура. Это обеспечит обмен научными данными и доступ к результатам научной деятельности, соответствующий современному уровню сетевых и вычислительных технологий. В сотрудничестве с Минобрнауки мы планируем разработать и реализовать программу создания интегрированного информационного пространства для науки и высшей школы”.

Ещё одна задача, обрисованная г-ном Щёголевым — цифровое телевидение, доступное на всей территории страны. “Мы делаем всё, чтобы внедрить национальный стандарт доступного и качественного телевидения, — заявил министр. — С переходом на цифру должно существенно улучшиться качество звука и изображения, а телевидение станет более доступным и разнообразным. В концепции предусматривается наличие обязательных каналов свободного доступа: новостного, спортивного, детского, культурного, информационно-развлекательного. Но окончательное решение будет отдельно рассматриваться комиссией и утверждаться постановлением правительства. Всем жителям России гарантируется равный доступ к информации”. К сожалению, о предполагаемых сроках наступления “светлого будущего” (т. е. равного доступа жителей России к информации, вне зависимости от места их проживания) пока ничего не сообщается.