Именно под таким названием была опубликована моя статья шесть лет назад, в которой анализировались сведения о финансово-деловых итогах ведущих ИТ-игроков за год работы ( PC Week, № 31/2002). Тем, кто подзабыл, напомню: в начале этого десятилетия в мире был экономический спад. Но мы в России, выбираясь из дефолта 1998-го, не заметили его, хотя на нас он отразился скорее положительно: способствовал развитию мирового офшоринга, чем смогли воспользоваться с выгодой для себя и наши разработчики заказного ПО.

В той статье, в частности, отмечалось, что Microsoft именно тогда совершила провыв на ИТ-рынке, в том числе решительно закрепившись в корпоративном сегменте. Не то чтобы у нее был очень значительный рост (он был ниже, чем в 90-е), но конкуренты-то в этот период либо не росли, либо просто сникли. Что и говорить, кризис — пора испытаний, шанс для рывка… В этой связи вспоминается фраза из старого фильма про автогонщиков “Формулы-1”: “Когда я слышу во время гонки об аварии на трассе, то нажимаю газ, потому что все остальные в этот момент жмут на тормоз”…

Кстати, любопытный момент по поводу Microsoft: впервые за 16 лет деятельности в России местное отделение корпорации не отчиталась перед СМИ о проделанной за год работе (это всегда происходило в сентябре). Но это, конечно, совпадение.

Само слово “кризис” сейчас сразу вызывает почти автоматические ассоциации с тем самым дефолтом 1998 г. (еще одно совпадение: десятилетняя годовщина). Однако нынешнее положение дел существенно иное.

Тогда был резкий удар, после которого всё не спеша стало успокаиваться. Сейчас — постепенное нарастание проблем, и в этой ситуации никто не может сказать, когда же наступит их пик (или, может, мы его уже миновали?). Второй и, вероятно, еще более важный момент: тогда был кризис внутри отдельной страны, а сейчас — мировой. И его разрешение в стратегическом аспекте зависит не только от нас. Может быть, это для нас и хорошо. Хотя как знать.

В прошлый раз мы говорили о возможностях использования технологических инноваций в кризисных условиях . А если посмотреть на данную ситуацию в национальном разрезе?

Можно точно сказать: тогда кризис ударил именно по российским ИТ-компаниям. Бизнес западных поставщиков в России составлял настолько малую долю в их общем доходе, что многие наших тогдашних проблем и не заметили. Сейчас же российская доля у мировых вендоров возросла, а главное — их основные проблемы связаны с домашним рынком.

В результате не исключено, что российские ИТ-компании (поставщики как продуктов, так и услуг) смогут получить определенные преимущества перед зарубежными конкурентами, в том числе за счет не столь высокой стоимости продуктов и возможности более оперативного реагирования на изменение ситуации.

Вот, например, в начале октября в Москве прошел форум SAP, на котором вопросы кризиса на публичном уровне не обсуждались (только в частных разговорах в кулуарах). А за несколько дней до этого в столичной гостинице “Космос” состоялся партнерский семинар “1С” (именно так скромно называется двухдневное мероприятие, в котором участвует 1700 человек). Так вот, там вопрос работы в кризисных условиях был обозначен как один из главных. И было очень точно сказано: заказчики снизят расходы на ИТ, но совсем от них отказаться не смогут. Компании будут оптимизировать свои затраты, искать более дешевые, но полезные для себя решения. Партнерам было сказано: “Клиенты, которые вчера не замечали вас, завтра могут прийти к вам сами. Готовьтесь!”.

Вот еще один, технологический, аспект — технологии виртуализации. О том, что могут получить от этого заказчики, мы уже писали. А через кого они могут это получить? Тут стоит вспомнить, что около 40% доходов от Windows корпорация Microsoft получает через OEM-поставки, т. е. через производителей ПК и серверов. Успех продвижения средств виртуализации также во многом зависит от сотрудничества с поставщиками компьютеров. В то же время и производители оборудования не скрывают: именно конкуренция заставляет их идти на использование инновационных решений. Виртуализация — это действительно полезная вещь, которая может помочь компаниям в повышении эффективности использования ИТ. И в нынешней ситуации она дает нашим производителям серверов хорошую возможность вывести на рынок нужные предложения быстрее западных конкурентов.