“Порой благодаря хорошему пинку мы обретаем крылья!” Этот афоризм неплохо помогает в периоды жизненных неудач, и он, наверное, может придать бодрость ИТ-рынку в условиях начала экономического кризиса, о котором уже можно говорить как о свершившемся факте. Хотелось бы только сразу обратить внимание на наличие в приведенной цитате слова “порой”, а также на то, что самое сложное в полете — это не взлет, а приземление.

В предыдущем комментарии на кризисную тему уже отмечалось, что время подобных экономических передряг будет хорошей проверкой истинности широко распространенного на компьютерном рынке представления об ИТ как о ключевом компоненте современного бизнеса, с помощью которого компании могут повышать эффективность своей деятельности и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Скоро мы увидим, как это происходит в действительности.

На самом деле если отбросить разнообразные маркетинговые преувеличения, то тезис о важности ИТ представляется все же в целом верным. Да, ИТ-бюджеты ожидает сокращение, но оно будет, скорее всего, не таким значительным, как по многим другим статьям расходов предприятий. Вполне понятно, самые значительные финансовые ресурсы компаний пойдут на поддержку основных бизнес-процессов, но во многих организациях ИТ как раз и поддерживают ключевые направления их работы.

Можно предположить и то, что потери ИТ-индустрии в целом будут весьма ощутимы, но не столь значительны, как в других отраслях. По крайней мере, снижение курсов акций ведущих ИТ-компаний мира в последние недели на 5—15% — это просто ничто по сравнению с падением мирового фондового рынка.

В комментариях экспертов по поводу действия властей и регулирующих органов по выходу из финансового кризиса чаще всего встречаются слова “слишком поздно”, “недостаточно энергично”. Речь идет о том, что очень многие люди “наверху” занимали позицию “а может, пронесет ” и вместо того, чтобы предпринимать шаги по предотвращению проблем, держались тактики борьбы с последствиями. Итак, первый вывод: в кризисных условиях нужно исходить из того, что все может быть хуже, чем предполагалось, и продлиться дольше, чем хотелось бы.

Но всё же вернемся к ИТ. Можно ли повысить эффективность ИТ в условиях снижения затрат на них? Вендоры, предлагая новые продукты, уверенно отвечают: “Да”. Но если внимательнее прислушаться к их словам, то можно выделить важное пояснение: снижаться будет совокупная стоимость владения. А за этим тезисом часто скрывается проза жизни: снижаться станут (наверное) будущие эксплуатационные затраты, а начальные расходы (скорее всего) — возрастут. В долгосрочной перспективе это хорошо, но в кризисных условиях не годится — нужны технологии и методы, позволяющие снижать затраты уже сейчас.

Возьмем, к примеру, SOA. В этом архитектурном подходе есть много спорных и не до конца ясных моментов (как технических, так и организационно-финансовых), но одно понятно — реализация SOA связана с наличием долгосрочной ИТ-стратегии и достаточно серьезными начальными инвестициями, отдача от которых будет в некоторой перспективе. Учитывая это, можно только позавидовать тем смельчакам, которые решили первыми переходить на SOA один-два года назад. Любопытно отметить, что многие из них принадлежат к банковской сфере, которая сегодня находится в эпицентре кризиса. Мы можем стать свидетелями интересного практического эксперимента, сравнив спустя пару лет итоги деятельности тех, кто перешел на SOA, и тех, кто не успел.

Еще одно новшество, которое, как убеждают ИТ-поставщики, может решительно снизить ИТ-затраты, — виртуализация. Эксперты утверждают в один голос: основное препятствие на пути внедрения этой технологии — менталитет (как руководства бизнеса, так и ИТ-специалистов), нежелание осваивать новое. Что может быть лучшим стимулом расстаться с вредными привычками, чем угроза здоровью в целом?

Правда, тут нужно уточнить — переход к виртуальной инфраструктуре также требует начальных затрат, а самое главное — времени. Быстрый экономический эффект может быть получен за счет экономии электроэнергии (но эта статья расходов в условиях кризиса становится не столь критичной) и продажи кому-то освободившегося оборудования (что непросто).

Более интересным может показаться переход предприятий на более широкое использование модели SaaS (софт как сервис). Она как раз подразумевает существенное снижение начальных затрат и быстрое внедрение — подписался на услугу и используй! Но опять же — это однозначно хорошо, если вы открываете новый бизнес, а что делать с ИТ-инфраструктурой, которая уже существует? Хотя, если посчитать, то может оказаться, что SaaS будет выгодна даже в условиях простой консервации своих серверов.

Итак, получается, что внедрение любых инноваций с целью получения эффекта в виде снижения издержек и повышения гибкости бизнеса потребует значительных усилий, причем незамедлительно. Но тут вспомним уже озвученную антикризисную рекомендацию: действовать на опережение проблем, исходить из того, что кризис будет более долгим и глубоким…

Может быть, как раз сейчас нужно, забыв старые привычки и отбросив недоверчивость к новшествам, заняться переходом на инновационные модели и технологии? Да, это потребует сегодня затрат и усилий, но, возможно, полученный эффект очень пригодится через год или даже полгода?