UNIX, а соответственно и Linux традиционно считаются системами для серьезных взрослых людей — научных сотрудников и инженеров. У пользователей юного возраста эти ОС вызывают интерес только в том случае, если ребенок увлечен точными науками. Опровергнуть данное утверждение взялись Александра и Татьяна Панюковы, которые уже второй год ведут летнюю творческую Linux-школу для детей на территории базы отдыха “Наука” и детского оздоровительного лагеря “Березка” Южно-Уральского государственного университета Челябинской области.

На их занятиях ребята осваивают растровую и векторную графику, создают анимацию, учатся работать с аудио- и видеофайлами. То есть занимаются всем тем, что привлекает к компьютеру самых маленьких пользователей. Причем все это выполняется на ПК с установленной системой Linux.

Очевидно, что одной из главных задач школы стало повышение компьютерной грамотности детей. Увы, тут есть над чем работать: статус самой грамотной страны в мире остался в прошлом, и нам надо быстро наверстывать упущенное и утраченное. “По большей части с компьютерной грамотностью у подрастающего поколения сейчас очень плохо, — отмечает Александра Панюкова. — Многие дети, может быть, и не первый год пользуются компьютером, однако все их навыки сводятся к тому, чтобы запустить игру, пиктограмма которой размещена в меню или на рабочем столе. А у кого-то вообще нет компьютера дома, и они видели его только у папы или мамы на работе”.

Конечно, есть и приятные исключения, но правилом это никак не назовёшь. Для большинства детей компьютер — не более, чем игровая консоль, заменившая им телевизор в качестве развлекательного средства.

Александра Панюкова считает: “Сами по себе дети — совершенно нормальные, они готовы воспринимать новое, учиться, пробовать. Их можно заинтересовать, и тогда они многого могут достичь. Проблема в том, что об это никто не думает, — дома родители в лучшем случае дают игрушки, в школе преподают то, что все давно уже знают, причём в особо скучной форме. Что мы имеем в итоге? Ребенка, который не знает, что такого интересного можно делать на компьютере, кроме как играть в различные игры. Сама же специфика игр такова, что компьютерную грамотность у детей повысить никак не может, — щелкнул на значке, игрушка развернулась на весь экран, а там уже как минимум своя навигация, существенно отличающаяся от того, что можно наблюдать в любых современных ОС”.

Отсюда следует парадоксальный вывод: компьютеризация сама по себе мало что дает. Ребенок может иметь доступ к самым дорогим и мощным машинам, но пользы от этого не будет никакой, если они служат ему только для игр. На практике это приводит к тому, что юный пользователь, который практически все свое свободное время проводит около компьютера, не умеет делать самые элементарные вещи — изменять размер окон, перемещать их по экрану и т. п. Разумеется, говорить при этом о каких-то более-менее квалифицированных навыках бессмысленно.

В частности, у таких детей начисто отсутствует представление даже о некоторых стандартных элементах интерфейса прикладных программ. “Они не имеют понятия, как выглядят не игрушки, — замечает в связи с этим Александра Панюкова. — Например, меню “Файл” или “Правка” есть во многих таких программах, и везде содержимое и смысл их примерно одинаковы. Для детей же это далеко не всегда сразу очевидно. Однако во время работы уже буквально со второй графической программой дети замечают аналогии и начинают ориентироваться”.

По всей видимости решение проблемы заключается в том, что ребенку надо показывать всё многообразие занятий, доступных пользователю компьютера. Тогда он потянется за знаниями. Собственно говоря, этим и занимается летняя творческая школа: вводит детей в мир разных интересных дел, одновременно рассказывая об основных принципах взаимодействия программ и операционной системы, которые верны не только для Linux.

Кстати, именно с Linux проблем как раз не было. Дети на занятиях с самой системой знакомились довольно поверхностно — гораздо больше внимания уделялось прикладным программам. Поэтому говорить здесь нужно об освоении не столько Linux, сколько свободного ПО. При этом важно заметить, что почти все используемые приложения имеют сборки под Windows.

Таким образом, все разговоры о трудностях с ОС совершенно неуместны, ведь дети работали с конкретными прикладными программами. Так что вот вам еще одно доказательство того, что гипотетические трудности перехода на Linux — не более, чем миф. Пользователь, который уже знаком с мультиплатформенными приложениями и предпочитает эксплуатировать именно их, вероятнее всего такого перехода даже не заметит. Ну а детям, которые одинаково не знают ни Linux, ни Windows, вообще безразлично, с чего начинать знакомство с компьютером. Фактически вопрос об удобстве или неудобстве операционной системы сводится к особенностям прикладных программ. Говоря об этом, Александра Панюкова подчеркивает: “Что касается удобства конкретных программ, то я бы сказала, что тут всё зависит от особенностей ребенка — кому-то удобнее одно, кому-то другое. Некий опыт преподавания программ под Windows, например Adobe Photoshop, позволяет хорошо это видеть и сравнивать. Например, множество окон в GIMP может несколько затруднить работу — надо постоянно переключаться на нужное окно, расположение окон не всегда получается удобным. С другой стороны, в GIMP нет проблемы “активного окна”, которая возникает, например, в Adobe Photoshop, ведь далеко не всем детям в возрасте семи-восьми лет понятно, какое окно является активным в данный момент. Как следствие — непредсказуемость для них применения общего меню. Ребенок не понимает, скажем, почему фильтр применился не к той картинке, к которой он хотел. В GIMP это понятнее, но зато при открытии пяти, шести или семи окон может возникать путаница с их переключением и типизацией — допустим, ребенок хочет поднять окно с одной из картинок, а у него упорно поднимается общее окно со слоями”.

Нетрудно заметить, что про операционную систему пока не говорится ни слова: юного пользователя эти проблемы вообще не интересуют. По всей видимости результат можно экстраполировать и на взрослых людей, разве что отвыкание от прежних привычек у них может занять чуть больше времени. Но эта проблема никоим образом не является технической — делать выводы о каких-то специфических для Linux сложностях нет никаких оснований.

“Все плюсы и минусы самой операционной системы на самом деле чувствуют преподаватели, а не дети, — утверждает Александра Панюкова. — Например, я могу констатировать, что установка системы ALT Linux Children с готовых дистрибутивных дисков проще, чем установка любого комплекса под Windows. После процедуры установки, которая в неэкспертном варианте сводится к простому заданию схемы разбиения диска, преподаватель получает готовую к использованию систему со всеми программами курса, уже настроенными нужным образом и готовыми к запуску. С Windows всё сложнее: решения сторонних производителей либо должны быть изначально предустановлены на компьютере поставщиком, либо устанавливаются и настраиваются отдельно от ОС”.

Очевидно, что ситуация с администрированием почти полностью аналогична. Как показывает практика, сбои, которые нужно устранять немедленно, возникают в основном из-за старого “железа” и перебоев с электричеством, операционная система тут ни при чем. Наоборот, она помогает быстро понять причину и по мере возможности устранить проблему. И в этом смысле у Linux нет ярко выраженных недостатков — вопрос только в квалификации специалиста, что есть дело наживное.

Впрочем, вполне возможно, что дети, позанимавшись чем-то в летней школе, забудут об этом на второй же день. Вернутся домой к Windows и играм, а вся “наука” останется там, где и была. В Linux-школе Панюковых учли и такой вариант. “В этом году мы второй раз распространяли среди ребят Live CD, — рассказала Александра. — С ним мы выдаем памятку, в которой есть и информация для родителей, но дальше, к сожалению, многое зависит от взрослых или просто от везения. Очень часто оказывается, что компьютер в семье куплен с предустановленной ОС и никто не имеет ни малейшего понятия о том, как загрузиться с CD. Иногда же компьютер бывает поставлен на загрузку с CD по умолчанию — и тогда действительно нужно просто вставить диск и включить ПК”.

Результат, прямо скажем, предсказуем, и если дети плохо знают компьютер, то их вины в этом нет. Воспитание грамотного пользователя начинается дома — у геймера-папы вырастет такой же геймер-сын. Впрочем, руководители школы решили несколько облегчить родительскую долю. В этом году они специально уделили больше внимания подробной инструкции для взрослых с примерами, как же все-таки загрузить Live CD, вплоть до того, что подробно рассмотрели три-четыре самых распространенных BIOS и для каждой из них перечислили пункты меню и клавиши, которые нужно нажимать.

Дальнейшее зависит уже от родителей: некоторые могут отказаться от такой возможности, решив, что это слишком сложно. В конце концов могут просто запретить ребенку производить загрузку с диска из-за боязни повредить рабочую систему. Это сильнейший психологический момент, который школа Панюковых пробует преодолеть, но ей не под силу решить эту проблему в одиночку. Нужны помощь и поддержка со стороны учителей информатики в школах, нужно повышение компьютерной и юридической грамотности среди пап и мам.