Коллективные или индивидуальные антенны, смонтированные на крыше здания и принимающие (зачастую с помехами) пять-шесть телевизионных каналов, в больших городах уже встретишь не часто. Многие провайдеры широкополосного доступа предлагают несколько десятков каналов по кабелю с адекватным качеством картинки и дополнительными сервисами (виртуальный видеомагнитофон, видео по запросу и т. д.). Но и этот набор сервисов уже устарел. Наиболее перспективное будущее — это персонализированное телевидение, концепция которого предполагает возможность отображения видеосигнала как на стационарных (плазменных или жидкокристаллических) панелях и экране компьютера, так и на дисплеях современных смартфонов и коммуникаторов.

Интересно, как меняется восприятие телевидения самыми обычными пользователями — на первое место выходит индивидуальность. Абоненты цифровых сетей, особенно продвинутые аборигены цифрового мира, хотят получить персонализированные и, что самое главное, интерактивные услуги с возможностью обратной связи (оценки, рейтинги, комментарии), мгновенными коммуникациями (такими, как IM-сервисы и загрузка контента по беспроводным сетям), а также расширенные возможности по хранению и демонстрации своего контента, созданного ими самостоятельно (загрузка с мобильного терминала по HSPA или Wi-Fi).

Казалось бы -- техническая фантастика, однако нет: именно о таком настроении абонентов цифровых сетей свидетельствуют результаты исследования Ericsson Consumer Lab, проведенного в 25 странах мира (общее число интервью превосходит 35 тыс.). В целом за последние пару лет предпочтения значительного числа потребителей изменились: они готовы воспринимать видеоинформацию даже на мобильном телефоне, многие из которых физически (по размерам своего дисплея) могут отобразить фильм или ТВ-сигнал с хорошим качеством.

При этом абоненты хотят полностью контролировать видеосервисы. Хорший пример в этой связи — возможность запроса разрешения на просмотр той или иной телепередачи, который ребенок может отправить с помощью телевизионной приставки своим родителям (ответ придет по SMS и автоматически активирует или запретит трансляцию). Кроме того, учитывая тот факт, что люди в большинстве своем весьма общительны, многие пользователи хотят иметь возможность обмениваться текстовой и видеоинформацией в режиме реального времени. Виртуальные клавиатуры для телевизоров уже не редкость, поэтому, набирая сообщения в окне IM-клиента на компьютере, можно ожидать, что эти строчки не только будут видны обладателям такого же ПО на мобильных ПК или сотовых телефонах, но и могут отображаться и на экране телевизора вместе с фотографией их автора.

Помимо всего прочего, судя по результатам исследования Consumer Lab, услуги персонализированного ТВ должны быть простыми (в определенной степени к этому приблизились сервисы IPTV “Стрим-ТВ” или “Акадо”) — начиная с процесса подписки на сервис и заканчивая его оплатой. Кроме того, с тех пор, как устройства с поддержкой HDTV стали сравнимы по доступности с традиционными телевизионными приемниками, всё стремительнее растет спрос на контент с более высоким качеством картинки.

Наиболее активными “локомотивами” развития таких сервисов могут быть всего несколько направлений, на которых концентрируются интересы абонентов. На первом месте — спортивные развлечения. Футбол и баскетбол, хоккей, американский футбол, теннис, а также всевозможные гонки привлекают массового зрителя, которого интересует не только сам процесс соревнований, но и всевозможные рейтинги игроков, статистика соревнований и чемпионатов. При этом для мобильных пользователей могут быть предложены разные сервисы — от MMS с фотографиями лучших гонщиков или снимков, сделанных в различных игровых ситуациях, до коротких новостных выпусков или видеоподкастов самых интересных моментов матчей (конечно, для этого оператору потребуется тщательно отладить беспроводные широкополосные сети для массовой рассылки такого контента).

На втором месте — новостные каналы, которые в режиме реального времени сообщают о новостях политики, экономики, бизнеса, происшествиях и т. д. Прогнозы погоды и прямые включения камер, установленных по всему миру, которые транслируют те или иные события в прямой эфир, собирают огромную аудиторию пользователей. И на третьем месте, как это не странно, целевая реклама — не просто объявления или короткие сообщения, а видеоролики, а также электронные купоны на скидку и уведомления о распродажах в определенном магазине с указанием его месторасположения на электронной карте города.