В ноль часов и одну минуту 3 октября в нескольких десятках магазинов по всей России стартовали продажи коммуникатора iPhone 3G. Интересный парадокс — вполне средний по системным характеристикам “умный” терминал благодаря тщательному подходу компании Apple к работе со СМИ и целевой аудиторией технофанатов стал известным практически каждому технически продвинутому жителю Европы. Правда, в отличие от США, где представление аппарата состоялось летом, никакие шумные очереди перед магазинами не выстраивались — дело в том, что новинка стоит дорого, примерно в пять раз превышает среднюю стоимость мобильного терминала, причем только МТС и “МегаФон” предложили своим абонентам схемы постепенной оплаты нового устройства.

О цифрах продаж давно не новых устройств пока точно ничего не известно — значительная часть пользователей обладает “сломанными” моделями, привезенными из Европы и США, поэтому ажиотажного спроса на iPhone 3G ожидать вряд ли стоит. Несмотря на то что все операторы “Большой тройки” уже анонсировали на своих сайтах предзаказ нового устройства, такие продажи составят не более нескольких десятков тысяч терминалов.

Особенности реализации

Продавать iPhone согласились кроме офисов операторов крупные розничные торговые сети — “Евросеть”, “Связной”, “Белый Ветер ЦИФРОВОЙ”, “Цифроград”, “М.Видео”, “Dixis”, “Беталинк” и т. д. Однако, кроме фирменной сети магазинов re:Store и офисов операторов, для других компаний это хороший товар, но лишь один из многих. Поэтому никаких специальных цен на iPhone 3G они предлагать не будут — официальная стоимость устройства с объемом памяти 8 Гб в черном корпусе составит 23 тыс. руб., а с памятью в 16 Гб в белом или черном корпусах — 27 тыс. руб. Кроме того, в больших розничных сетях iPhone можно будет приобрести в кредит — крупные игроки экспресс-кредитования не упустят ажиотажа, который позволит им заработать на модном устройстве. Условия, разумеется, будут различаться в зависимости от первоначального взноса. Уже с начала октября терминал iPhone 3G с объемом памяти 8 Гб будет предлагаться с первоначальным взносом в 3,4 тыс. руб. (в таком случае ежемесячный платеж в течение года составит 2295 руб.) или 11,9 тыс. руб. (платеж 1150 руб.). Версия устройства с 16 Гб памяти будет стоить либо 6,9 тыс. руб. (ежемесячный платеж 2295 руб.), либо 15,9 тыс. руб. (ежемесячно по 1150 руб.).

Учитывая, что в соответствии с российским законодательством делать условием приобретения одного товара необходимость приобретения другого запрещено, iPhone можно будет купить как с контрактом оператора, так и без него — никаких “залоченных” версий для работы только в сети какого-либо конкретного оператора (как это происходит в США или Европе) не предусматривается. Все операторы “Большой тройки”, которые подписали договор прямых поставок с Apple, обещают, что пользователи смогут сохранить свой телефонный номер при переходе на специальные тарифные планы (ТП) для iPhone. Правда, для этого в офисе компании придется написать соответствующее заявление.

Специфика тарифных планов

Практически единственное, чем операторы привлекают пользователей в свои сотовые сети, — это специально “тюнингованные” ТП для пользователей iPhone. Причем для этого полноценно используются тарифные модификаторы и пакеты включенных услуг. Основной упор, который делается для пользователей, — это скоростной доступ в Интернет именно с iPhone — использовать устройство в качестве мобильного модема для IBM PC-совместимых компьютеров невозможно (не позволяют программные настройки).

Наиболее адекватным подходом нам показался опыт “МегаФона”, который оказался похожим на то, что предлагают операторы в США и Европе. В данном случае тарифных планов целых пять — A, B, C, D и E. Принцип их построения интересен: в каждом предложено три пакета услуг, которые состоят из Интернет-трафика, SMS и минут голосового внутрисетевого общения (информационно-развлекательный контент не включен), причем при подключении к каждому из них первоначальная цена iPhone падает.

К примеру, самый простой ТП — А, предполагает полное отсутствие абонентской платы, причем пользователю абсолютно бесплатно предлагается 1 Гб интернет-трафика, 75 минт внутрисетевого общения (для исходящих звонков) и 75 SMS в месяц (правда, стоимость оборудования самая высокая — цена 8-Гб iPhone — 22 тыс., а 16-Гб iPhone — 25,5 тыс. руб.). Между тем для получения этих бесплатных услуг, абонент должен потратить на услуги связи в предыдущем месяце не менее 700 руб., исключая роуминговые платежи и заказ контента. То есть он получает своеобразный бонус за высокий ARPU. При этом тариф A, как утверждают руководители “Мегафона-Москва”, будет пригоден и для владельцев “разлоченных” iPhone, привезенных в Россию со всего мира (таковых на всю страну насчитывается 400–500 тыс.). Дело в том, что доступ в Интернет будет предоставляться через специальную точку доступа, которая поддерживается только iPhone и не будет работать в других смартфонах и коммуникаторах. При этом никакого первоначального платежа или платы за подключение в тарифе A не предполагается — SIM-карты с этим ТП будут раздаваться бесплатно.

Тарифы B, C, D и E — другого свойства. Они включают в себя контракты на один или два года; на период, который выбирает пользователь, с ним заключается договор на аренду оборудования (самого iPhone), т. е. формально оно остается в собственности компании “МегаФон”. Причем в данном случае оператор будет тщательно подходить к тому, какой абонент может претендовать на получение наиболее интересных условий (меньшая стоимость устройства, больший период рассрочки), а какой — нет. В данном случае единственным мерилом будет являться предыдущая история взаимоотношений с оператором — компания готова работать только с “благонадежными” с точки зрения системы кредитного скорринга (как в банках розничного кредитования) абонентами.

Фактически, “МегаФон” продвигает вполне адекватный западный подход, предлагая наиболее интересные предложения своим, уже действующим абонентам. К примеру, владелец контракта pre-paid со стажем в “МегаФоне” в 3–6 мес. вполне может рассчитывать на тариф B (стоимость 8-Гб iPhone 8,4 тыс. руб., 16-Гб – 11,9 тыс. руб., абонентская плата — 700 руб., голосовой пакет — 50 мин, пакет SMS — 50 шт., 500 Мб интернет-трафика), а владелец безлимитного ТП со стажем около года — на самый привилегированный ТП под индексом E (стоимость 8-Гб iPhone составляет всего 49 руб., 16-Гб – 2,9 тыс. руб., абонентская плата — 2800 руб., голосовой пакет — 500 мин, пакет SMS — 500 шт., полностью безлимитный интернет-трафик). ТП C и D находятся по своим показателям и стоимости между этими двумя крайними предложениями.

Интересно, что всем пользователям iPhone будет предложен безлимитный Wi-Fi — к сожалению, у “МегаФона” своих точек доступа немного, но они есть в большинстве российских аэропортов, что позволит владельцу устройства хорошо сэкономить на интернет-доступе в ожидании самолета (цены для других пользователей в таких хотспотах, обычно, самые высокие – 7-12 долл. в час).

Еще один рекордсмен по количеству ТП для iPhone — компания “ВымпелКом”. В ее предложении представлено два тарифа, но тарифных модификаторов — аж целых шесть, по три для каждого. Все созвездие ТП носит название “Яблочный фреш” и разделяется на предоплатную и постоплатную системы. Отметим, что цены на пакеты по разным системам, как и наполнение пакетов одинаковы — для пользователя эта унификация проста и понятна. Пакет “Фреш 100” — начального уровня с сотней включенных минут, 200 SMSками, трафиком через сеть EDGE/HSDPA, а также Wi-Fi (в данном случае в Москве компании поможет “наследство” от Golden Wi-Fi). К сожалению, в отличие от МТС и “МегаФона”, у “ВымпелКома” термин “безлимитный” таковым не является. То есть для услуги GPRS-Интернет максимальный объем интернет-трафика за каждые 4 недели во всех тарифах “Фреш” может быть меньше или равным (но не больше) 500 Мб. Для сравнения отметим, что этот объем значительно меньше, чем в самом дешевом ТП от “Мегафона-Москва” (там 1 Гб). Для абонента, подключившего себе “Фреш 200”, полагается 200 мин голосового трафика, 400 SMS. Для “Фреш 400” — 400 мин локальных переговоров и 800 SMS. Интернет-трафик везде одинаковый — при доступе через GPRS/EDGE не более 500 Мб, а через хотспоты Wi-Fi — не ограничен. Стоимость пакетов для pre-paid-абонентов и тех пользователей, которые работают по постоплате, одинакова — “Фреш 100” — 1000 руб., “Фреш 200” — 1500, “Фреш 400” — 2000 тыс. руб.

Кроме того, для “защиты” абонентов, купивших iPhone в торговой сети оператора или в тех точках продаж, которые заключили с “ВымпелКомом” специальное соглашение, введена система секретных кодов — специальная комбинация символов будет размещена на гарантийном талоне, который абонент получает при покупке терминала. Этот ключ пригодится для получения специальной скидки на абонентскую плату, которая для pre-paid-тарифов составляет 500 руб./мес. Для постоплатной версии размер скидки аналогичен для модификаторов “Фреш 200” и “Фреш 400”, а для “Фреш 100” размер скидки составит 100% от абонентской платы, но только каждый второй месяц на протяжении первого года использования ТП.

Интересным предложением являются и ТП от МТС — компания предложит своим пользователям только два тарифа. Это “i-Онлайнер” и ТП “SIM” с тремя тарифными модификаторами. Абонентская плата “i-Онлайнер” составляет 1263 руб./мес — его имеет смысл использовать тем пользователям, которые хотят получить полноценный беспроводной и безлимитный доступ в Интернет — ежемесячные платежи покрывают только эту услугу. Все стальное (голосовой трафик, SMS'ки и т. д.) — за отдельные деньги. При том что iPhone не может служить для мобильного ПК или стационарной рабочей станции внешним модемом — тариф как минимум спорный. Никаких скидок на услуги data-роуминга не предоставляются. Интересно, что реализовать этот ТП “на сторону” тоже не получится — услуга смены владельца здесь тоже не работает.

ТП “SIM” сформированы несколько по другому принципу — цифры в названии ТП — это количество SMS и минут исходящих вызовов абонентам МТС домашнего региона, т. е. своеобразные пакеты услуг. С GPRS-Интернет трафиком все иначе — 300 Мб в самом простом “SIM 100” и без ограничений в “SIM 500” и “SIM unlim”. Кстати, разговоры и SMS'ки в “SIM unlim" тоже без ограничений — полноценный внутрисетевой безлимитный тариф. Стоимость дифференцирована. Стоимость “SIM 100”, для покупателей iPhone с памятью 8 Гб, будет равна “i-Онлайнер” и составляет 1263 руб./мес, в случае покупки устройства с памятью в 16 Гб цифра увеличивается до 1687 руб. За “SIM 500” придется заплатить 1856 и 2195 руб. соответственно, за “SIM unlim” — 2280 и 2704 руб. абонентской платы за каждые 4 недели использования. Тарификация, “разбитая” в зависимости от модели терминала представляется нам несколько спорной — скидки имело смысл вводить для тех, кто приобрел более дорогое устройство. Интересно, что переход с тарифного плана “SIM” невозможен, а предоставляемые в пакетах “SIM 100”, “SIM 500”, “SIM unlim” услуги действуют при нахождении в “домашнем” регионе. Все ТП МТС для iPhone по умолчанию обсуживается на авансовом методе расчетов, а услуги “Кредит” и “Индивидуальный кредит” здесь не предоставляются.

Вместе с этим абонентам МТС, которые приобретут аппарат iPhone 3G, компания предложит “i-Пакет” — привлекательные бонусы в виде бесплатных минут голосовых вызовов и SMS-пакетов. Зарегистрироваться для получения бонуса можно будет с помощью SMS-запроса на номер 1773 и получить сначала 100, потом 500 и далее 1 тыс. мин (только для внутрисетевого общения) или SMS всего за 1 руб. Каждый бонус будет действовать в течение 30 дней в пределах московского региона.

Возможность приобрести iPhone по цене менее оговоренных в торговых сетях 23–27 тыс. руб. у пользователей МТС будет — для этого им необходимо будет внести на свой счет сумму в 17 тыс. руб. при покупке 8-Гб iPhone и 21 тыс. в момент приобретения 16-Гб iPhone, а за сам аппарат заплатить 5,9 тыс. руб. Внесенные деньги будут в течение 12 месяцев расходоваться на услуги связи и абонентскую плату.

Отметим, что все вышеуказанные ТП операторов “Большой тройки” указаны для Московской лицензионной зоны (мегаполис и область), причем для частных абонентов. Для корпоративных пользователей, скорее всего, будет предложена единовременная оптовая скидка за покупку большого количества оборудования и индивидуальные пакеты трафика, голосовых минут и текстовых сообщений. Но такие предложения будут сформированы позже — в течение октября-ноября. К сожалению, при составлении ТП операторы использовали старый принцип “домашних регионов”, т. е. областей или макрорегионов, внутри которых действуют самые привлекательные цены. Никто из операторов не предложил адекватных расценок для внутрисетевого и международного роуминга.