Обещания отправить Windows в архив ИТ-истории звучали не раз за последние полтора десятилетия, но их реализация почему-то все время откладывается и откладывается. Этот тезис был одним из главных во время встречи с журналистами в Москве старшего директора подразделения Windows Server Marketing Group корпорации Microsoft Боба Виссе. Выдерживая стиль политкорректности, он не называл конкретных конкурентов, но было понятно, что он имел в виду сделанные неделей ранее объявления компании VMware о создании операционной системы для виртуальных дата-центров (virtual datacenter OS, VDC OS), которая должна прийти на смену традиционным (см. PC Week/RE, № 35/2008).

Боб Виссе подчеркнул, что Microsoft давно работает на рынке средств виртуализации и имеет полный спектр предложений в этой области как для настольных ПК, так и для серверов. Прошедшим летом корпорация сделала еще один решительный шаг в этом направлении, выпустив систему виртуализации нового поколения, реализующую концепцию гипервизора — Hyper-V. Независимые эксперты считают, что этот продукт сможет составить реальную конкуренцию лидирующему сейчас на рынке решению VMware ESX Server. Возможно, пока Hyper-V еще уступает по каким-то техническим характеристикам, но при этом уже имеет важное преимущество — поставляется бесплатно в составе Windows Server 2008 (при этом гипервизор доступен и в виде отдельного продукта).

Кроме того, 1 октября Microsoft должна представить новый вариант Virtual Machine Manager 2008 — второго ключевого компонента своей виртуализационной платформы, предназначенного для управления гетерогенными виртуальными средами. Добавим к этому, что с лета действует программа Server Virtualization Validation, которая позволяет любому поставщику ПО тестировать свои продукты для виртуализации на серверных ОС Microsoft. Кроме того, объявлено, что линейка продуктов для обеспечения безопасности Microsoft Forefront будет полностью адаптирована к работе в виртуальных средах.

Надо сказать, что продвижением своих виртуальных технологий в России Microsoft занималась пока не очень активно. Но Боб Виссе заверил, что и тут ситуация должна поменяться. Он сообщил, что несколько предприятий, работающих в нашей стране, смогли познакомиться с Hyper-V на этапе его бета-тестирования и с выходом окончательной версии гипервизора перешли на его применение в “боевом” режиме работы. Так, например, известный производитель пива SABMiller в результате внедрения средств виртуализации Microsoft теперь использует шесть физических серверов вместо 48, работавших ранее, ожидая при этом в течение трех лет возврата сделанных инвестиций в размере 234%.

Представитель Microsoft сообщил, что официальная презентация виртуализационной стратегии и новых продуктов Microsoft в России состоится 5 октября в виде онлайнового интернет-мероприятия. Точнее, именно с этого времени начнет функционировать русскоязычный портал www.Hyper-V.ru, на котором будет доступен большой объем технической и маркетинговой информации, в том числе более восьми часов занятий по разным направлениям виртуальных технологий. Ожидается, что с ними познакомятся не менее ста тысяч отечественных ИТ-специалистов.

Отметим и несколько парадоксальную ситуацию: представители других поставщиков средств виртуализации (и в первую очередь VMware) давно и откровенно не скрывают, что с нетерпением ждут начала виртуальной активности Microsoft. Объяснение тому очень простое: выход Microsoft в новый сегмент всегда автоматически способствует его развитию в целом, от которого выигрывают все игроки рынка. Зачем тратить силы и средства на убеждение заказчиков в необходимости применения средств виртуализации, если Редмонд сделает это за всех поставщиков! А когда “клиент созреет”, та же VMware постарается ему объяснить, что выбирать нужно именно ее технологии.

Но и Microsoft имеет свои традиционные козыри в этой игре. Главные из них — внушительная инсталлированная база Windows и отличная интеграция средств виртуализации со всей программной платформой Microsoft. Второй важный момент — не только более низкая совокупная стоимость пакета предложений, но и возможность поэтапного перехода клиентов к созданию виртуализационной инфраструктуры с минимизацией затрат на каждом шаге. Не говоря уже о поддержке огромной армии партнеров корпорации.