Сугубо частная новость о выпуске решения Linprise для запуска системы “1С:Предприятие” (1СП) на платформе Novell Suse Linux Enterprise, появившаяся в период летнего “мертвого” информационного сезона, тем не менее стала поводом для довольно любопытной дискуссии в отечественной ИТ-блогосфере. Действительно, первое же прочтение этого сообщения вызвало целый ряд вопросов. Зачем нужно какое-то дополнительное ПО для 1СП, если “1С” еще два года назад объявила о стратегическом намерении обеспечить поддержку Linux в своей платформе? Из этого естественным образом вытекает и другой вопрос: а каким образом семейство продуктов 1СП осваивает новую для себя операционную среду?

Обсуждение, начавшееся, казалось бы, с частной темы “1С и Linux”, довольно быстро перешло в другую, более широкую плоскость: как обстоит дело с использованием Linux на российском рынке вообще и в его корпоративном сегменте в частности. Переход к такой общей постановке вопроса был вполне логичен. По числу инсталлированных копий продукты “1С” лидируют на российском рынке бизнес-приложений (и с этим тезисом никто из экспертов не спорит), уступая лишь MS Office (но данный пакет с Linux не дружит изначально). Именно в контексте этого положения в блог-дискуссиях были высказаны упреки в адрес “1С”: мол, фирма, формально объявив о стратегии по поддержке Linux, в реальности не уделяет этому направлению должного внимания и в том числе не очень склонна к сотрудничеству с Linux-сообществом. Хотя во многом — тут мнение участников дискуссии было единодушно: именно от уровня поддержки Linux со стороны “1С” (в силу ее широкого присутствия на рынке) зависит возможность продвижения этой ОС в России. С данным тезисом можно, безусловно, согласиться, так как мы еще в 90-х годах наблюдали активную роль продуктов “1С” в продвижении операционных платформ на массовый рынок малых предприятий.

И теперь было бы интересно разобраться во взаимоотношениях “1С” и Linux, тем более, что несмотря на явную активизацию Linux-направления в нашей стране за последний год, выясняется, что о реальном состоянии дел в данной области известно не так уж много.

Продвижение “1С” в сторону Linux

Напомним, что исторически архитектура 1СП была клиентской (вся основная вычислительная нагрузка лежит на рабочих станциях) и ориентированной на Windows. С выходом версии 7.0 в 1996 г. “1С” начала активное освоение многопользовательских систем с применением файл-сервера, и тогда в качестве сетевой ОС чаще всего использовалась Novell NetWare. Два года спустя “1С” впервые реализовала клиент-серверный (но двухзвенный!) вариант платформы 1СП для Windows Server и MS SQL Server.

Тут нужно сделать важную ремарку. Конечно, успех продвижения той или иной ОС определяется множеством объективных и субъективных факторов. Не ставя перед собой задачу их ранжирования, отметим, что “1С” играла в этих процессах весьма заметную роль, что отлично понимала, в частности, Microsoft, для которой эта фирма (с ее огромным партнерским сообществом и колоссальной клиентской базой) всегда была партнером номер один в России. В этой связи можно вспомнить о позитивном влиянии “1С” на освоение отечественными пользователями первой 32-разрядной Windows 95. Значительный вклад фирма внесла и в повышение популярности NetWare. И она же, сделав ставку на сотрудничество с Microsoft, способствовала началу широкого продвижения серверной платформы корпорации в конце 90-х годов.

В новой версии 1СП 8.0 была реализована уже трехзвенная клиент-серверная архитектура, но вся система однозначно была ориентирована на платформу Windows. Лишь спустя три с половиной года в 1СП 8.1, выпущенной в конце 2006-го, была впервые реализована поддержка Linux в серверной части, в том числе возможность использования в качестве СУБД не только MS SQL Server, но и открытой PostgreSQL (а с начала 2008 г. — еще и IBM DB2 Express). Но тут нужно обратить внимание на то, что, несмотря на серьезную модификацию платформы, в целом она продолжала оставаться ПК-ориентированной. А клиентская часть системы по-прежнему работала только на Windows, и “1С” не раз говорила, что у нее нет планов перевода ее под Linux.

Что побудило “1С” расширить состав поддерживаемых платформ? Конечно, тут несомненно желание “застолбить” позиции на перспективном направлении, но кроме этих общих соображений был очевиден и другой, может быть, гораздо более важный момент. Мне представляется, что толчком для подобного решения явилась серьезная трещина в партнерских отношениях “1С” и Microsoft после выхода Редмонда на рынок бизнес-приложений в 2002 г. Именно это заставило “1С” по крайней мере продемонстрировать свое отношение к такому шагу стратегического партнера и показать готовность к более широкому сотрудничеству в области программных платформ.

Еще в момент первого официального объявления “1С” о возможности использования Linux для сервера будущей версии 1СП 8.1 наблюдатели задались вопросом: насколько серьезны намерения фирмы и как будут строиться ее отношения с Linux-сообществом? Высказывалось общее мнение, что поддержка такого игрока, безусловно, будет способствовать росту популярности этой ОС. Более того, говорилось, что при определенном желании “1С” могла бы не просто способствовать консолидации усилий участников данного сегмента рынка по более широкому продвижению Linux (чего явно не хватало в России), но и возглавить этот процесс (см. PC Week/RE, № 10/2006). Однако сегодня можно констатировать, что подобного развития событий не произошло.

Тема продвижения “1С” в сторону Linux часто затрагивалась на публичных мероприятиях фирмы (в частности, на прошедшей в июне конференции для корпоративных клиентов, см. PC Week/RE, № 22/2008). Но об этом говорилось преимущественно в концептуально-стратегическом контексте. В ответ на прямые вопросы о доле Linux в реализуемых на базе 1СП проектах сообщалось, что фирма не ведет отдельного учета по Windows и Linux. Но это скорее отговорка, так как хорошо известно, что в компании четко налажена отчетность о работе партнеров, в том числе по внедрению ERP-решения 1С:УПП. В качестве версии можно выдвинуть предположение, что просто статистика по Linux не очень впечатляюща.

С другой стороны, заметно, что “1С” действительно совсем не спешит форсировать работу в направлении Linux. Конечно, переделать Windows-ориентированную систему под новую OC — дело непростое и в любом случае требует четкого понимания реального бизнес-результата. Но фирма могла бы по крайней мере взять под свою опеку обеспечение совместимости 1СП с той же средой эмуляции Wine (сейчас эта работа полностью отдана на откуп партнерам, и пример с Linprise показывает, что “1С” относится к подобным инициативам весьма индифферентно). Что касается новой версии 1СП “Управляемое приложение” (см. PC Week/RE, № 31/2008), то здесь в плане расширения многоплатформенности говорится лишь о будущей поддержке некоторых не-Microsoft-браузеров в Web-клиенте.

Не видно особого прогресса в направлении Linux и в серверной части системы “1С:Предприятие”. В момент выпуска 1СП 8.1 было заявлено о возможности работы с Linux-дистрибутивами Red Hat. Лишь позднее к ним добавились ASP и ALT. И до сих пор в список поддерживаемых Linux-систем не попала SUSE Enterprise, что выглядит довольно странно с учетом тесных партнерских отношений “1С” и Novell в конце 90-х*.

В целом, если попробовать сформулировать позицию “1С”, как она видится со стороны, можно сказать, что компания на сегодня лишь обозначила свою готовность к поддержке многоплатформенности (точнее, второй платформы кроме Microsoft), имея в виду при этом также имиджевые выгоды от такой позиции**. Но в то же время фирма явно не горит желанием прикладывать усилия (как это делает IBM) к продвижению Linux как таковой или, следуя, скажем, примеру Sun, завязывать тесные деловые отношения с сообществом Open Source.

За всем этим видна очень традиционная прагматическая позиция “1С”, нацеленная на получение конкретных бизнес-результатов, в соответствии с которой фирма намерена поддерживать ту или иную платформу пропорционально её “весу” на рынке.

Сколько “весит” Linux на корпоративном рынке?

Итак, “1С” занимает в отношении Linux пока явно выжидательную позицию, не форсируя события. Но тут как раз можно задаться вопросом: а какова сегодня позиция Linux на российском рынке и какие тут наблюдаются тенденции?

Краткий ответ — об этом известно очень немного. Действительно, за последний год мы видим заметное повышение общественного внимания к теме Linux, увеличение числа публикаций в СМИ и т. д. Наверное, это объясняется многими причинами, но одна из них очевидна: в результате активизации борьбы с пиратством в 2007 г. сразу повысился интерес к открытому ПО, одним из наиболее заметных проявлений чего стало намерение государства расширить его применение в системе образования. Но это все больше намерения, а как обстоит дело на рынке?

Что касается настольных систем, то ведущие исследователи ИТ-рынка говорят, что доля Linux в мире составляет 2—4%. В России эта величина оценивается заметно ниже. В неофициальных беседах представители Linux-поставщиков сообщают о росте составляющей части настольных Linux в корпоративном сегменте, но при этом оговариваются: сейчас речь идет о процентах, в то время как ранее — о десятых долях процента.

Об интегрированных оценках поставок Linux могли бы рассказать дистрибьюторы ПО, но они молчат по этому поводу. Та же “1С”, которая является одним из крупнейших российских дистрибьюторов софта, от прямых ответов на этот вопрос уходит. Неофициальные же комментарии свидетельствуют о том, что объем продаж в последние годы растет, но в целом примерно теми же темпами, что и у Windows. Надежды на будущий рост доли поставок связываются в основном не с коммерческим, а с государственным сектором.

Наверное, в серверной сфере позиции Linux существенно сильнее, но достоверной статистики по этому поводу почти нет. Однако на основе имеющихся данных можно говорить, что Linux преимущественно применяется в интернет-сегменте (Web, почтовые серверы), а присутствие этой ОС в области бизнес-приложений существенно ниже.

Одним из критически важных факторов успеха ОС является наличие приложений, способных работать с ней. Обратившись за комментарием к одному из независимых российских экспертов по настольным Linux с вопросом, почему отечественные разработчики бизнес-приложений не спешат с адаптацией своих продуктов под Linux, я получил довольно неожиданный для себя ответ: “Linux более ориентирована на использование либо в научных учреждениях, либо в компаниях, которые предпочитают эксплуатировать собственные решения”. Другими словами — она не очень приспособлена для работы с готовыми тиражными приложениями. Более того, если рассмотреть вопрос внимательнее, то можно сделать и такой вывод: Linux ориентирована на работу с ПО из своего же круга Open Source, и у нее возникают определенные проблемы при взаимодействии с чуждыми ей по духу проприетарными программными продуктами.

В этой связи, возвращаясь к “1С”, можно сказать: конечно, есть маркетинговые моменты, определяющие отношение фирмы к Linux, но имеются и важные технологические аспекты, характерные для развития прикладного ПО в целом.

О какой Linux идет речь?

На вопрос о поддержке Linux корпорация Microsoft обычно отвечает вопросом же: “О какой конкретно Linux вы спрашиваете? Ведь нет одной такой ОС, есть много разных версий системы в виде дистрибутивов Linux от разных производителей”. И надо сказать, что в общем-то тут Редмонд прав.

Действительно, все дистрибутивы Linux используют одно ядро (хотя ядро ОС также постоянно развивается и существует в разных версиях), но обвязку законченной системы, в среде которой работает приложение, каждый производитель делает свою, и совместимость продуктов в той или иной мере нарушается. Ничего удивительного в этой ситуации нет — это традиционная “болезнь” общеотраслевых, непроприетарных стандартов***.

Получается, что разработчику прикладного ПО фактически нужно создавать отдельную версию своего продукта для каждого дистрибутива, что требует дополнительных затрат. Другой вариант — когда такую работу по адаптации приложений берет на себя поставщик Linux или стыковка программ выполняется в рамках конкретного проекта по их внедрению.

Иногда подобная адаптация приложений к дистрибутиву Linux может выполняться путем какой-то тонкой настройки ОС, без вмешательства в код программы. Но лучшим и наиболее надежным способом является соответствующая подгонка прикладного ПО на этапе сборки загрузочных модулей. Однако тут есть важный нюанс: для этого разработчик продукта должен представить его в виде библиотек двоичного кода. Для мира Open Source такой вариант поставки продуктов является естественным, поставщики проприетарного кода (а платформа “1С:Предприятия” — система закрытая) обычно на это идут лишь в исключительных случаях.

Вот и получается, что Linux действительно лучше “дружит” с прикладными собратьями по Open Source и вполне подходит для компаний, использующих не тиражные, а заказные разработки. И еще одно следствие: использование Linux в общем случае требует более высокой квалификации ИТ-специалистов.

В заключение нужно сказать: есть все предпосылки, что наступающий деловой ИТ-год может стать переломным в реальном продвижении открытого ПО на российский ИТ-рынок, в том числе и корпоративный. Но нужно помнить, что любая вещь имеет свои плюсы и минусы, что недостатки часто являются продолжением достоинств и наоборот. И если проводить сравнение между Linux и Windows, то нужно понимать, что речь идет не просто о программах, различающихся архитектурой и кодом, а о различных моделях разработки, внедрения и сопровождения ПО.

*На этот аспект мы обращали внимание еще год назад (см. PC Week/RE, № 27-28/2007).

**В последние два-три года “1С” постепенно расширяет технологическое сотрудничество с IBM как одним из ключевых игроков на российском рынке.

***Тут можно вспомнить об аналогичных проблемах популярнейшего в начале 90-х годов формата баз данных DBF: конкуренция поставщиков привела к его несовместимости, что стало одной из причин отказа пользователей от него.