В последнее время мы наблюдаем повышение интереса рынка к модели, получившей название Software as a Service (SaaS, ПО как сервис). О ней все чаще пишут в профессиональных СМИ, сам термин достиг уже той стадии популярности, когда его аббревиатура обычно не требует расшифровки. Стали появляться результаты исследований западного рынка, говорящие о растущем спросе на подобные услуги.

Такое впечатление, что SaaS переживает этап, который прошла другая ИТ-идея — SOA — два-три года назад. Подобная аналогия тем более уместна, что на самом деле SaaS и SOA и на концептуальном, и на технологическом уровнях очень взаимосвязаны, это понятно хотя бы потому, что оба названия включают слово “сервис”. Однако если присмотреться внимательнее, то можно заметить и некоторые отличия. Например: можно увидеть, что активность ведущих софтверных поставщиков в деле продвижения идей SaaS существенно ниже, чем это было с SOA. Правда, здесь же можно отметить и парадокс: Microsoft, занявшая откровенно пассивную позиции в момент активной пропаганды SOA ее конкурентами, в отношении SaaS сразу взяла на себя роль пропагандиста этой модели (хотя многие эксперты считают, что острие SaaS направлено как раз против Microsoft), но только, разумеется, в собственном толковании под названием Soft-plus-Service (S+S).

Объяснение подобного поведения софтверных вендоров видится таким: появление модели SaaS вызвано объективным ходом развития ИТ-рынка, но при этом SaaS не очень вписывается в традиционные деловые модели сложившейся на сегодня софтверной отрасли. SaaS — это вообще не софтверный бизнес, хотя в его основе лежат очень серьезные программные технологии. SaaS — это сфера поставщиков услуг, причем не только (или даже не столько) ИТ-услуг, но и бизнес-услуг. В этом плане к SaaS-концепции гораздо ближе компании вроде Google (которая является не ИТ-компанией, а сервис-провайдером), а не та же Microsoft. И соответственно если посмотреть на вопрос именно с такой точки зрения, то становится понятно, что традиционные софтверные вендоры стоят перед таким вопросом: смогут ли они предложить SaaS-провайдерам подходящие им технологии или такие средства раньше них создадут другие, новые игроки рынка? Есть о чем тут подумать и внедренцам-интеграторам, так как их роль в модели SaaS может радикально поменяться.

Что такое SaaS

Довольно часто SaaS воспринимается как отход от схемы продаж лицензий на ПО в сторону увеличения доходов от предоставляемых заказчику услуг. В таком варианте под эту категорию попадают и почти вся модель Open Source, и аренда программных продуктов, и получение ПО по подписке. Более точное понимание SaaS подразумевает вообще отказ заказчика от развертывания ПО у себя на площадке, и вместо этого – использование соответствующей бизнес-услуги сервис-провайдера. В таком случае SaaS становится очень похожей на известную еще с конца 90-х годов модель ASP (Application Service Providing). Более того, среди ИТ-специалистов сегодня бытует мнение, что SaaS — это та же ASP, но из маркетинговых соображений названная по-другому. Но c такой оценкой вряд ли можно согласиться.

Начнем с того, что не очень высокая популярность ASP в конце 90-х гг. объяснялась тем, что эта схема несколько опередила свое время, был недостаточный спрос со стороны заказчиков, не столь велики технологические возможности. В этом плане скорее можно говорить о том, что SaaS — это реализации ASP на качественно новом технологическом и деловом уровне, выделив при этом следующие моменты: ·

  • ASP была в целом нацелена на крупных корпоративных клиентов. SaaS — в первую очередь на SMB (это стало во многом возможно благодаря широкополосному Интернету); ·
  • SaaS предоставляет клиенту не ПО, а реализацию бизнес-функций. В общем случае клиенту все равно, на каком ПО все это реализовано; ·
  • SaaS-поставщик помимо прочего должен решать вопросы интеграции своего сервиса в ИТ-систему заказчика; ·
  • иначе выглядят вопросы лицензирования (отношения с вендором базового ПО); ·
  • SaaS-поставщик заинтересован в повышении эффективности функционирования своего внутреннего хозяйства; ·
  • реализация SaaS непосредственно связана с использованием других архитектурно-технологических течений — SOA (как внутри SaaS-проекта, так и при стыковке сервиса с ИТ заказчика), виртуализация и пр.; ·
  • иначе стоит вопрос “монетизации” услуг. ASP — это чисто арендная плата. В SaaS большое значение играет рекламная составляющая.

Чтобы разобраться с SaaS, в частности в том, чем данная модель отличается от того, что было (и есть) на ИТ-рынке, посмотрим, что об этом говорится в Википедии *.

Там сказано, что SaaS в основном ассоциируется с бизнес-софтом (т. е. не с инфраструктурными, а с деловыми задачами предприятия), а также с необходимостью снижения начальных инвестиций в ИТ при решении бизнес-задач и оптимизацией текущих затрат за счет получения услуг в нужных компании объемах (модель “по требованию”). При этом подчеркивается, что Web 2.0 и SaaS — это не одно и то же. Хотя современные подходы и технологии, применяемые при создании корпоративных систем (SaaS, SOA, Web 2.0, виртуализация), тесно связаны между собой.

Несложно увидеть, что многие категории ПО изначально в большой степени ориентированы на применение в рамках модели SaaS, особенно там, где потребитель не имеет интереса или возможности для развертывания соответствующей ИТ-инфраструктуры, но при этом нуждается в решении своих задач. Сегодня это в первую очередь такие сферы, как CRM, видеоконференции, управление кадрами, ИТ-услугами, учетными записями, Web-контентом, а также почтовые системы и Web-аналитика. Оплата SaaS-услуг обычно выполняется по схеме “по числу пользователей”.

SaaS изначально ориентирована на применение интернет-технологий. Эффективная реализация этой модели подразумевает иной подход к проектированию данных и архитектуре ПО, чем это было в традиционных приложениях. Речь, в частности, идет о необходимости поддержки режима Multi-Tenant (множественная аренда), когда один экземпляр ПО используется для параллельного обслуживания нескольких заказчиков. Именно этот момент принципиально отличает SaaS от подходов “клиент — сервер” и ASP. Принципиально важным является и то, что SaaS-провайдер берет на себя полную ответственность за решение вопросов масштабируемости предоставляемого сервиса, в том числе задач развертывания, управления и поддержки ПО на протяжении всего жизненного цикла софта.

Хотя, как мы отмечали, Microsoft является весьма специфическим игроком на поле SaaS, но именно эта корпорация хорошо проработала технологическую схему данной модели, выделив ее ключевые атрибуты (конфигурируемость, Multi-Tenant и масштабируемость) и четыре уровня зрелости SaaS:

  1.  Ad-Hoc/Custom (специальный). Каждый пользователь имеет собственную настроенную под него версию приложения, используемого в режиме хостинга. Миграция традиционного приложения (в том числе клиент-серверного) в модель SaaS на этом уровне дает cнижение операционных затрат за счет консолидации аппаратных средств (серверов) и администрирования.
  2. Configurable (конфигурируемый). Заказчик имеет возможность настраивать нужное ему ПО через метаданные, таким образом несколько пользователей работают с собственными экземплярами ПО, но с одним и тем же программным кодом. Это позволяет поставщику снизить свои затраты при удовлетворении потребностей разных клиентов.
  3. Configurable, Multi-Tenant-Efficient (конфигурируемый, многоарендный). В отличие от второго уровня тут используется один экземпляр программы для всех пользователей. При этом существенно снижаются все эксплуатационные затраты (в том числе на аппаратные средства), но здесь имеются ограничения по масштабируемости.
  4. Scalable, Configurable, Multi-Tenant-Efficient (масштабируемый конфигурируемый, многоарендный). В дополнение к третьему уровню добавляется масштабируемость за счет многоуровневой архитектуры ПО, балансировки нагрузок с использованием большого набора серверов. Мощность системы может легко изменяться путем подключения-отключения серверов, без внесения каких-либо изменений в ПО.

Завершая краткий обзор базовых положений SaaS, отметим, что в технологическом плане эта концепция тесно связана с использованием технологий виртуализации, модели “облачных” вычислений (Cloud Computing), эффективных методов балансировки нагрузок и создания отказоустойчивых кластеров, а также с другими современными ИТ.

Гносеология SaaS

Разумеется, не стоит говорить о SaaS, как о чем-то принципиальном новом в ИТ. Концепция имеет свои глубокие корни, и для ее понимания можно вполне применить исторически-диалектический закон спиралевидного развития: использование ранее известных идей и схем на качественно новом уровне реализации с учетом новых потребностей пользователей и новых возможностей технологий.

Тут можно вспомнить, что до середины 50-х гг. вычислительная техника использовалась на рынке преимущественно на правах аренды (в 1956 г. IBM была вынуждена отказаться от этой схемы и перейти к продаже компьютеров, выполняя постановление антимонопольных органов США). ПО же стало фактически самостоятельным рыночным товаром в 1969 г., когда та же IBM, не дожидаясь еще одних судебных разбирательств, впервые начала продажу техники, программ и услуг в качестве независимых продуктов.

Но при этом многие десятилетия приобретение собственных Hard&Soft было недоступно многим организациям, и они были вынуждены арендовать “машинное” время у крупных внешних вычислительных центрах. По сути это типичная схема полного ИТ-аутосорсинга, когда клиенты сами ходили “к горе” — работать в ВЦ. Но еще в 70-е гг. стали развиваться технологии удаленного доступа: установленные у заказчика терминалы позволяли доставлять ИТ-сервисы той поры в офисы заказчиков.

В 80-е гг. появление ПК (а потом и серверов на основе x86) сделало ИТ доступными практически для всех. Именно тогда начала формироваться доминирующая до настоящего времени модель ИТ-бизнеса, основанная на существовании трех независимых, но взаимодополняющих направлений: аппаратные вендоры, софтверные вендоры и поставщики ИТ-услуг.

С середины 90-х гг. мы наблюдаем нарастание “обратной волны” интересов на рынке, когда предприятия начинают отказываться от схемы “все нужное (технику, ПО, информацию, персонал) имею у себя”, переходя к различным моделям аутсорсинга. Это было обусловлено, как обычно, прогрессом технологий (в первую очередь клиент-серверной архитектуры, Интернета) и желанием заказчиков оптимизировать свои ИТ-затраты. С тех пор мы можем видеть реализацию моделей аутсорсинга опять в трех направлениях (техника, софт + данные, люди) и в различных их сочетаниях.

В этой связи отметим, что, хотя в термине “SaaS” присутствует только слово “софт”, на самом деле речь идет по сути о высшей (на сегодняшний день) модели ИТ-аутсорсинга, объединяющей все три перечисленные выше компонента. Но почему же тогда именно ПО вынесено в название SaaS?

Тут возможно такое объяснение. Дело в том, что с точки зрения бизнес-пользователя именно софт является ключевым ИТ-компонентом, с которым он имеет непосредственные контакты: именно прикладные программы выполняют нужные ему деловые функции; всё остальное — хотя и важные, но все же вспомогательные компоненты. Далее — именно передача на аутсорсинг ПО как бы логически завершает освоенные ранее процессы аренды аппаратуры, аутсорсинга услуг и аутстафинга персонала. И наконец, именно переход к новой модели доставки ПО в наиболее значительной степени может повлиять на будущую расстановку сил на ИТ-рынке в целом.

Ветераны и новые игроки

Начало каждого нового ИТ-этапа — это возможности прорыва на рынок качественно новых игроков, не обремененных старым наследием. В этом плане продвижение любой новой технологии или бизнес-модели очень любопытно наблюдать в разрезе борьбы между ветеранами рынка и новичками.

Надо сразу сказать: несмотря на свою адаптируемость к новым рыночным условиям, каждый ИТ-вендор в целом придерживается своей изначальной бизнес-стратегии, пытаясь приспособить к новым бизнес-моделям свои традиционные технологии. Это хорошо видно на примере, скажем, IBM и Microsoft, которые относятся к поколениям соответственно 50-х и 80-х гг. и которые пытаются ту же SaaS приспособить под себя.

Но при этом и у ветеранов есть существенные различия. Например, получилось так, что модель SaaS исторически ближе традиционной модели IBM (Голубой гигант в течение первых двух десятилетий на ИТ-рынке работал по похожей схеме). А для Microsoft — это фактически просто ее антипод. Именно поэтому Microsoft, понимая, что от SaaS никуда не уйти, но при этом не желая отказываться от своего традиционного бизнеса, предлагает свой вариант S+S, который можно расшифровать и так: традиционная продажа ПО + SaaS. Акцент здесь делается на то, что у пользователя должен быть выбор между вариантами применения собственной ИТ-системы и приобретением услуг. А пример нового игрока на поле SaaS — это Google, которая не просто изначально создает технологии под модель интернет-услуг, но и реализует качественно иную модель оплаты (за счет рекламы). Такая же картина — ветераны и новички — наблюдается в сфере SaaS, в области бизнес-решений, между традиционными игроками и SaaS-стартапами.

Но говоря о противоборстве старого и нового, нужно подчеркнуть, что речь идет не только о бизнес-моделях, но и о технологиях. Проблема заключает в том, что для реализации той же SaaS совсем недостаточно лишь перейти от продажи лицензий к их аренде. Создание эффективных SaaS-сервисов требует, как правило, разработки ПО на новых архитектурных принципах, в которых, например, совсем иначе, чем в традиционных продуктах, решаются вопросы производительности, масштабируемости, надежности и авторских прав на ПО. Речь фактически идет о создании нового поколения программных платформ для SaaS, уже получивших название Platform-as-a-Service (PaaS). Это хорошо видно на примере популярного решения Microsoft CRM: для обеспечения возможности его использования по схеме SaaS корпорация вынуждена была радикально переработать архитектуру этого решения в его новой версии 4.0.

* Согласно Википедии, концепция “софт как сервис” в ее современном виде была сформулирована еще в 1999 г. Сокращенное название (акроним) SaaS появилось два года спустя, и именно оно получило признание, оттеснив другие аналогичные термины, во многом благодаря моде к обратно читающимся сокращениям в стиле camelback (“спина верблюда” — сочетание в названии прописных и строчных букв).