Если просмотреть истории российских ИТ-компаний, то нетрудно заметить, что даты рождения “ветеранов рынка” приходятся на 1992—1993 гг. И это вполне понятно: да, многие из них и раньше имели свой неформальный бизнес, но получить официальный статус они решились только после того, как убедились, что Россия пойдёт по пути рыночного развития. Но движение в сторону рынка наша страна (тогда еще СССР) начала раньше, и как и в любом деле, тут были свои первопроходцы, которые показали другим: это возможно.

Сегодня ИТ-индустрия России, хотя о ней и говорят много на самом верхнем уровне, все же пока не относится к главным отраслям экономики страны. Но стоит вспомнить, что освоение новых рыночных отношений началось именно с компьютерной сферы. Родоначальником нашего ИТ-рынка с полным основанием может считаться легендарное СП “Диалог”, получившее в декабре 1987 года свидетельство о регистрации за номером 27. В течение последующих пяти лет (до окончательного перехода страны на рыночные рельсы) было официально зарегистрировано еще несколько компьютерных компаний. Но где они сегодня? Почти все давно уж исчезли с карты ИТ-рынка страны. Тот же “Диалог” фактически остался только в виде имени, которое используют некоторые его “дочки”. Но есть одно исключение в этом списке первопроходцев — компания “Микроинформ”, отметившая в нынешнем сентябре свой 20-летний юбилей работы на рынке!*

Идея создания компании принадлежала Борису Фридману, который бессменно возглавляет её с тех пор. К концу 80-х он уже имел большой опыт работы в нефтегазовой сфере, а в 1987-м году перешел на работу в Центральный межведомственный институт повышения квалификации при Московском инженерно-строительном институте (ЦМИПКС). Тут у него и появилась идея попробовать силы в неизведанной для страны сфере — частном бизнесе. Стоит напомнить, что в то время СП (совместное предприятие) — это была единственная форма реализации негосударственных компаний. В результате учредителем “Микроинформа” от нашей страны стал ЦМИПКС, а зарубежным — венгерское предприятие “Телефондьяр”.

Основа бизнеса тогда у всех компьютерных компаний была одна — поставки в страну зарубежных ПК. Хотя почти все фирмы искренне верили: торговля — это только первый шаг для получения начального капитала, а дальше будет разработка ПО, которым наши программисты должны завоевать мировой рынок.

Одна из наиболее ярких страниц в истории “Микроинформа” — разработка и продвижение на рынок российского “народного” текстового редактора “Лексикон”. Эта программа, созданная в середине 80-х известным уже тогда программистом, сотрудником ВЦ Академии наук Евгением Веселовым, была очень популярна в стране, но было очевидно, что развивать ее в одиночку уже невозможно. “Микроинформ” взял эту разработку под свое крыло и в течение нескольких лет активно занимался данным проектом. К сожалению, работа закончилась неудачно, и главная причина тому — компьютерное пиратство: “Лексикон” не мог конкурировать с более мощным и совершенно “бесплатным” для наших пользователей Microsoft Word.

И тем не менее “Лексикон” — это важнейший этап развития российского софтверного рынка, опыт реализации крупного проекта по разработке ПО и, что еще важнее, продвижения на массовый рынок невиданного по тем временам товара — программного продукта. Стоит отметить, например, что именно в отделе продаж “Микроинформа” начинала свою карьеру Ольга Дергунова, которая в полной мере смогла потом реализовать полученный опыт и свои способности в рамках развертывания бизнеса Microsoft в России. Напомним: под ее руководством за два года была создана дилерская сеть численностью более трехсот компаний, через которую было реализовано более 20 тыс. коробок.

И все же не поставки техники и не разработка ПО стали основой бизнеса “Микроинформа”. Практически с первых дней создания в фирме стали работать курсы обучения компьютерных пользователей, поначалу носившие сугубо вспомогательный характер по отношению к продажам оборудования и софта. Но постепенно это направление расширялось и было переведено на коммерческую основу.

Так или иначе, но уже в середине 90-х учебная деятельность стала единственным направлением компании, и сами понятия “учебный центр” и “Микроинформ” стали почти синонимами. Можно смело утверждать: во второй половине прошлого десятилетия именно “Микроинформ” был одним из флагманов нового сегмента российского рынка — подготовки ИТ-специалистов и пользователей ПК. Сегодня в этой сфере работает немало учебных центров разного масштаба, но “Микроинформ” остается одним из наиболее авторитетных игроков. Успех этой работы во многом объясняется выбранной моделью “правильного”, независимого учебного центра. Борис Фридман раскрывает его так: “Мы не занимаемся продажами оборудования и ПО и не связаны интересами каких-то конкретных разработчиков или поставщиков ИТ-услуг. Поэтому мы можем сотрудничать с любыми ИТ-компаниями, и наши партнеры и клиенты высоко ценят эти преимущества”.

*В момент основания она стали шестидесятым негосударственным предприятием в стране.