В начале сентября подкомитет по технологическому развитию Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи провел первое открытое мероприятие, призванное обсудить пути решения задач, поставленных новым президентом страны на заседании Государственного Совета России 17 июля текущего года в Петрозаводске.

Речь тогда шла о необходимости скорейшего создания информационных систем взаимодействия граждан с органами государственной власти через Интернет. Президент призвал к 2010 г. внедрить технологию внутреннего и внешнего электронного документооборота, так как это “повышает прозрачность государственных услуг, снижает уровень коррупции”.

За прошедшие с момента этих высказываний полтора месяца подкомитетом была сформирована рабочая группа для подготовки проекта основных положений Концепции создания комплексной государственной информационной системы взаимодействия государства с населением. Членами этой группы стали представители отрасли инфокоммуникационных технологий, экспертного сообщества и общественных организаций. В качестве основного автора проекта выступил генеральный директор Cognitive Technologies, член-корреспондент РАН Владимир Арлазаров. Руководителем же группы закономерно стал депутат Госдумы, председатель думского подкомитета по технологическому развитию Илья Пономарев.

Участники и слушатели круглого стола, состоявшегося при поддержке Института современного развития, имели возможность узнать основные положения Концепции непосредственно из уст ее автора. По мнению г-на Арлазарова, главная задача сейчас — формализовать отношения государства с населением и на основе новых технологий документооборота форм (так называемого формооборота) создать комплексную систему их взаимодействия. К полностью электронному документообороту мы, по мнению г-на Арлазарова, перейдем только лет через пять-шесть. Поэтому первоначально нужно сделать так, чтобы существующие сейчас бумажные документы (заполняемые людьми от руки) сразу становились электронными. То есть необходимо привести существующие в делопроизводственных отношениях бланки к фиксированному количеству стандартных форм — унифицированных и машиночитаемых. (По данным IDC, сегодня к формам могут быть приведены порядка 80% документов, находящихся в отечественном обороте.)

Для осуществления этого проекта автор предлагает создать единый государственный реестр форм, которые должны быть классифицированы в соответствии с определенной сферой деятельности.

В результате, по расчетам г-на Арлазарова, государству удастся ежегодно экономить более 150 млрд. руб. и повысить эффективность работы организаций в 5—10 раз. Кроме того, автоматизация сделает прохождение документа по различным инстанциям прозрачным, увеличит скорость обработки информации, позволит вести всевозможную статистику, а главное — сократит время взаимодействия человека с чиновником и предельно упростит эту процедуру.

Внедрять технологию формооборота в России автор предлагает в два этапа. До 2010 г. планируется автоматизировать межведомственный документооборот и взаимодействие государства с населением и организациями. После этого (до 2015 г.) речь уже пойдет об электронном взаимодействии организаций и населения (как между этими группами, так и внутри них).

Предполагается, что итоговый вариант концепции в ближайшее время будет представлен Дмитрию Медведеву.