Технология PLC (Power Line Communications), обеспечивающая доступ в Интернет через электрическую розетку, с трудом приживается на российском рынке. Один из последних примеров пришел из столицы. Как сообщила газета “Ведомости”, интернет-провайдер “Электро-ком Холдинг”, работающий под брендом “Спарк”, продал московскую часть бизнеса столичному оператору “2Ком”.

PLC — сравнительно новая телекоммуникационная технология, базирующаяся на использовании электросетей для высокоскоростного информационного обмена. Она основана на частотном разделении сигнала, когда высокоскоростной поток данных разбивается на несколько низкоскоростных, каждый из которых передается на отдельной частоте с последующим их объединением в один сигнал. Использование 84 поднесущих частот в диапазоне 4—21 МГц не оказывает влияния на передачу по проводам обычной электросети.

Как отметил представитель одного из инвесторов PLC-оператора, рынок широкополосного доступа (ШПД) в Интернет в Москве насыщен и высококонкурентен, поэтому “Электро-ком” решил сосредоточиться на развитии своей деятельности в регионах. Всего у PLC-компании в Москве было около 7000 абонентов. По словам представителя “2Ком”, все абоненты “Электро-кома” будут переведены с технологии PLC на обычный проводной Ethernet. Сеть PLC по современным меркам обеспечивает сравнительно невысокую скорость доступа в Интернет, и в Ethernet-структурах она может быть в десятки раз больше.

В принципе что-то подобное происходит с применением этой уникальной технологии и на западных рынках. Она получила распространение в основном в Испании и США. Да и то пока преимущественно в небольших городах или в кварталах крупных мегаполисов. Казалось бы, в России с ее недостаточным уровнем развития телекоммуникационной инфраструктуры PLC может выбиться в фавориты рынка, но пока этого не произошло: даже здесь слишком велико давление операторов, использующих иные технологии.

Проект “Электро-кома” начинался три года назад,  инвестиции в него составили 50 млн. долл. Уже тогда аналитики сомневались в успехе этого проекта в Москве, где уровень проникновения ШПД был высоким, а построить оптоволоконную сеть было на 20% дешевле, чем PLC-структуру. Абонентское оборудование для PLC тоже более дорогое. А есть ли другие причины провала “Электро-кома”, единственного крупного PLC-оператора на нашем рынке?

“Компания несколько запоздала с выходом на рынок и созданием критической массы — набора абонентской базы, — отметил Александр Корсунский, старший эксперт аналитической компании “Современные технологии”. — В России отцы основатели “Электро-кома” Айзман и Радзиковски к тому же еще допустили две ошибки: стратегическую и тактическую”.

Стратегическая ошибка состояла в том, что плацдармом для экспансии была выбрана Москва, район Митино. Уже при выходе на рынок было очевидно, что именно в столице конкуренция в сегменте ШПД особенно высока. Ошибка тактическая — нечеткий маркетинг и, как следствие, непродуманная тарифная политика. Тогда, в 2005—2006 гг., целесообразно было выбрать иную стратегию — выйти в регионы, причем обкатывать два варианта: район в городе-миллионнике и районный центр с населением от 70 до 150 тыс. человек.

“На сегодня у “Электро-кома” неплохо идут дела в Ростове и Рязани, но в крупных городах шансов у него практически нет, — считает г-н Корсунский. — Еще два-три года им можно идти в райцентры, пока абонентские комплекты WiMAX не выйдут на уровень 2000—3000 руб., а межрегиональные компании “Связьинвеста” не доберутся с помощью ADSL “до самых до окраин”. В перспективе это технология для телеметрии и других тому подобных областей применения”.