В нынешнем году многопрофильная транснациональная группа Brother, штаб-квартира которой находится в японском городе Нагойя, отмечает три юбилея: 100 лет со дня рождения (если отсчитывать его с момента создания корпорации Yasui Sewing Machine, поставившей перед собой задачу с нуля наладить в аграрно-крестьянской Стране восходящего солнца производство швейных машин, являвшихся в то время исключительно высокотехнологичным товаром); 50 лет со дня основания своего первого европейского филиала и пять лет со дня открытия офиса в России (октябрь 2003 г.). Правда, к настоящему времени эта группа, имеющая 19 заводов, 41 офис продаж в 39 странах и регионах и свыше 23 тыс. человек штатного персонала, в значительной мере сменила поле основной деятельности. Ныне Brother уже не столько “швейный” бренд, сколько “компьютерно-периферийный”. О том, что нынешний год уже принёс и ещё принесёт российским пользователям и партнёрам Brother, наш специальный корреспондент Владимир Митин беседует с бессменным главой московского офиса Brother Есидзи Мацуи (Yoshiji Matsui).

PC Week: Недавно Brother опубликовала итоги своей деятельности в мире в минувшем финансовом году (FY´2007/2008, 1 апреля 2007 г. — 31 марта 2008 г.). Судя по официальным итогам, в Европе, Азии и Океании отмечен рост доходов Brother, а в США и Японии — снижение оборота. Чем это объясняется и что можно сказать об итогах деятельности Brother в России за этот отчётный период?

Есидзи Мацуи: В FY´2007/2008 продажи Brother в России увеличились как в натуральном, так и в денежном выражении примерно на 30%. Это почти втрое выше нашего среднеевропейского прироста. Попутно замечу, что в зону интересов московского представительства Brother входит не только Россия, но и Украина. Но в настоящее время на Украине оборудования Brother продаётся примерно в девять раз меньше, чем в России. Причины некоторого падения объёмов наших продаж в США и Японии очень просты: в этих странах оснащённость населения и предприятий компьютерной техникой (в том числе различным периферийным оборудованием) существенно выше, чем в среднем по Европе, не говоря уже о некоторых странах Азии и Океании. А срок жизни периферийных устройств достаточно высок, и их меняют не так часто, как компьютеры. Кроме того, определённую роль в формировании наших высоких среднеевропейских показателей сыграло повышение курса евро по отношению к другим валютам.

PC Week: Над какими принципиально новыми видами продукции сейчас работают научно-исследовательские подразделения Brother?

Е. М.: В частности, они работают над новыми высокоскоростными струйными технологиями, которые позволят создавать устройства для так называемых малотиражных типографий, занимающихся корпоративной полиграфией (изготовлением визитных карточек, рекламных буклетов, фирменных календарей и т. д.), выполнением небольших заказов государственных учреждений, общественных организаций, частных лиц и т. д. Второе направление их работы — создание устройств для печати RFID-меток.

PC Week: Какие “компьютерно-периферийные” товарные группы Brother в настоящее время пользуются в России наибольшим спросом и демонстрируют наилучшую динамику продаж?

Е. М.: По итогам FY´2007/2008 в России наилучшую динамику продаж (около 40% роста) продемонстрировали наши монохромные многофункциональные лазерные устройства. На них сохраняется хороший спрос. Кроме того, продвижению этих устройств мы уделяем особое внимание. В частности, в августе мы анонсировали новую линейку лазерных МФУ. — Прим. ред.). На втором месте по динамике роста находятся цветные лазерные МФУ, а на третьем — струйные МФУ.

PC Week: Какая часть продукции, производимой подразделением P&S компании Brother, уже представлена в России?

Е. М.: Примерно половина. То есть около 35 наименований товаров (не считая расходных материалов). Дело в том, что российский рынок хотя и быстрорастущий, но его общий объём не так велик, как, скажем, в Японии или США.

PC Week: Как выглядит динамика расширения географии сервис-центров Brother в России?

Е. М.: У Brother нет в России собственных сервис-центров. Но мы имеем соглашения с пятью крупными федеральными сервис-провайдерами, свыше 150 сервис-центров которых в настоящее время охватывают в общей сложности более ста российских городов. На наш взгляд, этого количества сервис-центров — к нему мы подошли в 2006 г. — вполне достаточно, чтобы в случае необходимости оперативно отремонтировать любое наше оборудование.

PC Week: В мире всё большую популярность набирает дистанционная, в том числе превентивная, диагностика как компьютеров, так и всевозможных устройств, подключаемых к этим компьютерам. Делает ли что-либо Brother в этом направлении?

Е. М.: Практика показывает, что если в принтерах или МФУ Brother что-то и ломается (что происходит крайне редко), то это, как правило, связано с выходом из строя каких-либо механических узлов. Дистанционная диагностика таких поломок (или их предсказание) весьма затруднительна. В то же время все наши устройства, допускающие возможность подключения к корпоративной сети, имеют средства самодиагностики и сетевого оповещения и могут тем или иным способом — например, послав электронное письмо, — предупредить сотрудников ИТ-отделов о том, что пора заправить бумагу, сменить тонер-картридж или произвести какое-либо другое действие, требующее ручного вмешательства.

PC Week: 19 июля 2006 г. в России было зарегистрировано ООО “Бразер” (Brother LLC), взявшее на себя всю работу по ввозу, растаможке и оперативной доставке запасных частей для сервис-провайдеров Brother. Получила ли эта инициатива какое-либо дальнейшее развитие?

Е. М.: C июля этого года Brother LLC также взяло на себя все заботы по ввозу в Россию и растаможке монохромных принтеров и МФУ. Несколько ранее мы начали осуществлять прямые поставки наших факсимильных аппаратов. Предполагается, что к июлю будущего года Brother LLC возьмёт на себя заботы по ввозу в Россию и растаможке всего спектра решений для печати Brother, предназначенных для продажи в стране.

PC Week: Когда транснациональный поставщик берёт на себя все заботы по ввозу и растаможке своей продукции, то у него возникает соблазн перейти на прямую (т. е. минуя дистрибьюторов) работу с крупными федеральными розничными сетями. У Brother есть планы такого рода?

Е. М.: Мы не планируем развивать какое-либо прямое сотрудничество с крупными российскими или зарубежными розничными сетями, работающими у вас в стране. По чисто экономическим соображениям. Эти сети любят работать на так называемых длинных (от двух до трёх месяцев) товарных кредитах. А нам это невыгодно. У нас сейчас в России восемь дистрибьюторов и около четырехсот авторизованных партнёров второго уровня (примерно в ста городах). И мы заинтересованы не столько в количественном росте этой сети, сколько в качественном, т. е. в создании здоровой сети продаж как оборудования, так и расходных материалов. На что и направлены наши разнообразные маркетинговые программы. В частности, наши наиболее активные партнёры второго уровня становятся членами сообщества под названием Brother Club, благодаря чему имеют определённые льготы.

PC Week: В чём вы видите главную задачу Brother в России на ближайшее время?

Е. М.: Пятилетний план развития нашего бизнеса в России был принят в 2005 г. Он предусматривает, что к 2010-му Brother будет занимать примерно 10% российского рынка лазерных печатающих устройств. Для принтеров этот плановый показатель несколько ниже (около 8%), а для МФУ — несколько выше (порядка 12%). По имеющимся у нас данным аналитических агентств, по итогам прошлого года Brother занимала примерно 7% российского рынка лазерных печатающих устройств (около 5% по принтерам и 9% по МФУ), и мы считаем, что вполне можем достичь поставленной перед нами цели. В Европе и Америке “степень проникновения” наших принтеров и МФУ уже сейчас находится на более высоком уровне.

PC Week: Спасибо за беседу.