Банковские структуры сегодня относятся к категории основных потребителей ИТ самого разного уровня. К числу таковых принадлежит и Восточный экспресс-банк — одно из крупнейших региональных российских кредитно-финансовых учреждений России с головным офисом в Хабаровске, специализирующееся на розничном обслуживании клиентов. Активы банка на 1 марта 2008 г. составляют 38 млрд. руб., а клиентская база насчитывает 1 млн. 300 тыс. частных лиц. “По размеру филиальной сети банк занимает пятое место в стране, а по объему розничного кредитного портфеля — двенадцатое”, — утверждает председатель правления банка Сергей Власов. Сегодня, по его словам, бизнес-стратегия банка направлена на увеличение объемов розничного кредитования и дальнейшее развитие сети, которая уже насчитывает около 320 отделений по всей стране от Калининграда до Камчатки и Сахалина, где предоставляются классические банковские услуги (вклады, кредиты, валютообменные операции, денежные переводы). Кроме того, в банке действует собственное коллекторское бюро, а также бюро кредитных историй, которое по объему клиентской базы занимает пятое место в стране. Громадный объем ежедневно совершаемых операций (только 40 тыс. приходится на погашение кредитов) определяет информационно-технологическое обеспечение, построенное на централизованной модели управления и обширной коммуникационной инфраструктуре.

Главной формой предоставления услуг как наиболее привычной для российского менталитета в Восточном экспресс-банке является операционное обслуживание в отделениях банка, что по мнению его руководства позволяет наиболее эффективно привлекать новых клиентов. Другие каналы продаж — торговые сети (более 500 точек), автосалоны (около ста), интернет-банкинг, наиболее востребованный в европейской части страны, а также информационный сервис по мобильным телефонам. На базе узлов в Дубне и Хабаровске функционирует распределенный call-центр, занимающийся продажами и просроченными кредитами. В качестве устройств самообслуживания на территории страны установлено около двухсот банкоматов, оборудованы зоны круглосуточного обслуживания на базе терминалов и киосков самообслуживания. На текущем этапе развития бизнеса решается задача массового выпуска кредитных карт: в нынешнем году запланировано эмитировать 100 тыс. карт Visa и MasterCard.

Надо ли говорить, какое значение для банка имеет ИТ-инфраструктура. “В условиях высокой динамики рынка стратегия развития ИТ в банке не может быть рассчитана на срок более трех лет”, — считает начальник управления информационных технологий банка Михаил Манчурак. Начав автоматизацию с нуля всего два года назад, банк построил мощную информационно-технологическую платформу, выполненную в централизованной архитектуре с единой базой данных в головном офисе в Хабаровске. Это позволяет оперативно в режиме онлайн принимать управленческие решения, в том числе по выдаче кредитов во всех филиалах, на которые приходится примерно 5 тыс. обращений в день. “Примеров централизованных систем такого масштаба в стране немного”, — утверждает Сергей Власов. Стандартизация продуктов и услуг, формализация регламентов взаимодействия с подразделениями позволяет легко масштабировать бизнес, быстро открывать и подключать новые точки обслуживания населения.

В соответствии со стратегией развития в 2006--2007 гг. ИТ-служба банка реализовала ряд целевых программ, направленных на обеспечение необходимой производительности и бесперебойной работы информационной системы на основе аппаратных средств Hewlett-Packard (недавно эта компания в рамках программы расширения деятельности в регионах открыла в Хабаровске свой офис). “При выборе оборудования для создания территориально распределенной системы обработки данных был принят критерий разумной достаточности: оптимальное для банка соотношение цена/качество. Именно этому критерию отвечало оборудование HP, используемое в данном проекте”, — пояснил Михаил Манчурак. Помимо стандартного оснащения рабочих мест пользователей принтерами и многофункциональными устройствами HP, для организации вычислительной сети уровня филиалов и дополнительных офисов был определен стандарт: использование линейки серверов HP ProLiant DL360 — 380. На базе этих же серверов, а также ProLiant BL создан собственный программный комплекс на основе веб-технологии, обеспечивающий целостность автоматизированной технологической цепочки обслуживания клиентов. Серверный парк НР в банке сейчас насчитывает свыше пятидесяти единиц (дополнительно в распоряжении банка есть и несколько серверов другого вендора). Для организации сети хранения данных используются HP StorageWorks SAN Switch.

Все настройки и техническая поддержка аппаратно-программных средств ведутся централизованно в дистанционном режиме из головного офиса на базе технологии Citrix, что позволяет оптимизировать штат администрации сети. В качестве каналов передачи данных используются магистральные линии глобальных провайдеров (“Транстелеком”, “Ростелеком”), а также спутниковая связь для таких регионов, как Якутия и Сахалин. “Ппроблема последней мили в ряде случаев решается собственными средствами. Ситуация здесь в настоящее время быстро меняется, и в Хабаровском крае дело, как ни странно, зачастую обстоит лучше, чем, например, в северо-западном регионе России”, — комментирует Михаил Манчурак.

В качестве финансового ПО банк использует продукты “Центра финансовых технологий” (Новосибирск) — например, учетные банковские системы “ЦФТ-банк” и “ЦФТ-Ритейл-банк” на платформе Oracle, которая является базовой для всей информационной инфраструктуры. Большинство прикладных систем банка — собственной разработки, что, как считают его руководители, позволяет учитывать запросы рынка и быстро отвечать на них. В частности, в веб-технологии разработана филиальная фронт-офисная система для автоматизации операций как по вкладам и переводам, так и по кредитам. Информационная безопасность проведения операций достигается средствами идентификации операторов, разграничением уровней принятия решений, шифрованием трафика и другими мерами. Процедуры проверки платежеспособности заемщика и скоринга (также собственной разработки) производятся в системе централизованно в режиме онлайн, что обеспечивает оперативность в работе с кредитами любого филиала банка. Самостоятельно разработана и CRM-система, функционирующая сегодня для сопровождения задолжников по кредитам. В ближайшее время с выпуском кредитных карт ее планируется использовать также в целях продажи карт, а в дальнейшем и для обслуживания всех клиентов банка, в первую очередь для прямых продаж продуктов и услуг в секторе VIP-клиентов.

Оценивая итоги проекта по созданию территориально распределенной системы обработки данных на основе оборудования HP, заместитель начальника управления информационных технологий банка Владимир Коршунов отмечает: “Оборудование работает стабильно. За весь период эксплуатации — ни одного сбоя. Кроме того, следует отметить простоту управления оборудованием HP”.

Несмотря на большой объем собственных разработок и весомый бюджет на содержание и развитие ИТ (10 млн. долл. в этом году), в ИТ-подразделении банка работает всего около полусотни человек, включая эксплуатационный персонал, администраторов сети и программистов. А всего штат банка с учетом филиальной сети насчитывает 5 тыс. сотрудников.

Развитие системы продолжается. В стадии проработки находится проект по внедрению хранилища данных. Кроме генерации аналитических отчетов хранилище должно разгрузить операционные серверные мощности, которые сегодня содержатся в избыточном количестве для поддержки пиковых нагрузок в период выпуска отчетности.