В течение последнего года компания IDS Scheer, один из ведущих игроков рынка средств BPM (Business Process Management), провела в Западной Европе и в России ряд исследований, в которых изучала практику применения BPM-решений корпоративными клиентами, и недавно представила результаты.

Но прежде чем перейти к их обсуждению, напомним, что термин BPM появился в середине 90-х годов применительно к новой на тот момент концепции процессно-ориентированного управления предприятием, которая тогда позиционировалась как более эффективная альтернатива традиционной иерархически-функциональной схеме функционирования компании в динамично развивающейся ситуации на рынке. Примечательно, что поначалу BPM в общем-то не рассматривалась в связке с информационными технологиями: ИТ в этом управленческом подходе присутствовали исключительно в качестве вспомогательных инструментов для построения модели предприятия без особой привязки к имеющимся на нем компьютерным системам. Лишь в начале нынешнего десятилетия понятие BPM проникло в ИТ-сферу и стало обозначением, по сути, одного из ключевых концептуально-технологических направлений развития ИТ.

Говоря о причинах интереса к ИТ-аспектам BPM, нужно в первую очередь сказать о росте популярности данной управленческой концепции, которая все шире стала применяться на различных уровнях функционирования компании (от топ-менеджмента до реализации простейших деловых операций). Конечно, объективной основой является желание повысить эффективность работы и управляемость. Но другим важным (субъективным) моментом стало то, что реализация идей BPM стала возможной только при широкой поддержке со стороны ИТ-отдела. Более того, BPM из сугубо управленческой концепции превратилась в архитектурно-технологический подход к разработке и развитию корпоративных информационных систем и сегодня рассматривается в увязке с такими методологиями и технологиями, как сервисно-ориентированная архитектура, управление эффективностью бизнеса, “софт как сервис”. Фактически эта метаморфоза BPM за последнее десятилетие наглядно отражает общую тенденцию по усилению взаимосвязи бизнеса и ИТ.

Ситуация и тенденции в Европе

Опрос, проведенный IDS Scheer и PAC (Pierre Audoin Consultants) в прошлом году в компаниях немецкоговорящих стран Европы (Германия, Австрия и Швейцария), свидетельствует о том, что концепцию BPM в той или иной форме используют около 80% респондентов. В качестве ключевых бизнес-процессов участники исследования отметили маркетинг, продажи, управление заказами на обслуживание, поддержку клиентов, разработку новых продуктов и производство. Меньшие приоритеты имеют процессы закупок, логистики, управления персоналом и контроллинга. В целом более 40% заявили, что их ожидания от BPM полностью оправдались; только 10% компаний считают, что пока не получили отдачи от процессного подхода. В качестве ключевого фактора успешного перехода к процессному управлению подавляющее большинство отметило необходимость поддержки со стороны высшего руководства, а наилучший вариант — когда топ-менеджеры, владельцы бизнес-процессов и ИТ-управляющие работают над внедрением процессно-ориентированной модели совместно.

Важным моментом является использование специализированных BPM-инструментов — данный тезис подтвердили 84% участников опроса. Правда, при этом оказалось, что 23% компаний обходятся без BPM-средств, но их количество быстро сокращается — годом ранее таковых было 42%. Более половины респондентов сообщили, что применяют в своей работе продукт ARIS компании IDS Scheer, в том числе 34% имеют дело только с этим средством. А 21% ответили, что используют какой-либо инструмент другого поставщика.

Что же касается дальнейшего внедрения процессного управления в деятельность компании, то тут европейцы наиболее приоритетной задачей считают анализ бизнес-процессов. На это указали 65% отвечавших на вопрос о планировании инвестиций в развитие управления процессами (рис. 1). Это говорит о том, что компании Старого Света переходят ко второму этапу использования модели BPM, когда речь идет о повышении эффективности уже реализованных процессов. В то же время многих (57%) еще интересуют вопросы формального описания процессов. Более половины респондентов отметили, что совершенствование бизнес-процессов напрямую связано с необходимостью широкого использования средств бизнес-аналитики (Business Intelligence, BI).

Четвертую позицию в приоритетах компаний (38%) занимает внедрение сервисно-ориентированной архитектуры (SOA) – а это означает, что ИТ-инфраструктура предприятия должна соответствовать процессно-ориентированной модели функционирования организации и быстро реагировать на изменяющиеся потребности бизнеса. Важны также вопросы соответствия требованиям законодательства разных стран и проблемы, связанные с управлением цепочками поставок (SCM).

Что происходит в России

Данные об использовании BPM в нашей стране получены на основе анкетирования участников форума ARIS, проведенного в конце 2007 г. в Москве, и посетителей стенда IDS Scheer на московской же выставке Docflow ‘2008 в нынешнем мае. Вполне логично предположить, что в первом случае речь идет о специализированном мероприятии, в котором приняли участие более “продвинутые” заказчики, и потому сведения с Docflow дают более общую картину.

Прежде всего нужно отметить, что почти 70% посетителей Docflow заявляют, что имеют практический опыт работы с процессами, в том числе 19% отнесли себя к категории экспертов в этом вопросе. Об отсутствии подготовки в данной сфере сообщили лишь 4% респондентов. Таким образом, даже делая поправку на специфику выборки, можно говорить, что в плане подготовки специалистов в области BPM наметился кардинальный сдвиг (всего несколько лет назад само понятие “бизнес-процессы” было малознакомым для большинства отечественных менеджеров).

Организаторы опроса на Docflow не уточнили, какой процент отечественных компаний использует BPM-средства, но даже информация о применяемых продуктах говорит о том, что российские предприятия находятся скорее в начальной стадии освоения процессно-ориентированной модели управления и их основные задачи сегодня связаны с описанием бизнес-процессов (рис. 2).

Наиболее широко используемый для этого инструмент – MS Visio, о нем упомянули 80,8% опрошенных. С другими приложениями MS Office (Word, Excel, PowerPoint) имеют дело 38,5% респондентов. Лишь 19,2% применяют в той или иной мере профессиональную платформу ARIS, а 15,4% сообщили, что используют какие-то иные средства.

Вопрос об описании бизнес-процессов для посетителей Docflow был сформулирован и несколько иначе: в каком виде это делается? Подавляющее большинство сообщили о графическом представлении подобной информации (88%), многие применяют табличные формы (42%), но в то же время более половины (52%) используют обычный неструктурированный текст.

При этом 46% респондентов отметили, что в их компаниях применяется устоявшая методика описания бизнес-процессов, в то время как остальные сказали, что общего подхода к подобному описанию в их организации нет. Чаще всего оно выполняется при внедрении информационных систем (77%). Вторая по популярности цель – регламентация деятельности компании (73%), затем идут задачи совершенствования бизнес-процессов (65%), на четвертом месте с заметным отставанием – сертификация предприятия по стандартам ISO (38%).

По вполне понятным причинам опрос участников форума ARIS ‘2007 показал более высокий процент использования платформы ARIS (28%), хотя это тоже заметно ниже европейских показателей. Основная цель ее применения –управление бизнес-процессами и их моделирование (93,5%), далее идут процессно-ориентированное внедрение информационных систем (50%) и управление эффективностью бизнес-процессов (47,2%).

В целом же анкетирование на форуме выявило, что наиболее актуальными темами в общем спектре BPM-проблем для российских компаний являются описание бизнес-процессов (73%), их совершенствование (50%) и реинжиниринг (50%), использование систем автоматизации (50%) и контроллинг бизнес-процессов (38%).

Где мы находимся?

Для оценки уровня зрелости процессного управления в организациях аналитическая компания Gartner предлагает следующую шкалу.

  1. Понимание неэффективности операций (Acnowledge Operations Inefficiency).
  2. Знание процессов (Process Aware).
  3. Внутрипроцессная автоматизация и контроль (Intraprocess Automation and Control).
  4. Межпроцессная автоматизация и контроль (Interprocess Automation and Control).
  5. Управление цепочкой добавленной стоимости (Enterprise Valuation Control).
  6. Адаптивная структура бизнеса (Agile Business Structure).

По мнению экспертов из IDS Scheer, большинство российских компаний сейчас находится на первом или втором уровне зрелости. Об этом говорят и данные проведенных опросов. Однако эти же сведения свидетельствуют о том, что в нашей стране видна отчетливая тенденция, свидетельствующая о повышении интереса к использованию процессно-ориентированного управления, в том числе с использованием BPM-инструментов. При этом специалисты в области BPM отмечают, что активность компаний в области внедрения процессного подхода в весьма значительной степени зависит от отрасли -- передовыми тут являются банковский, энергетический и телекоммуникационный сектора российской экономики.