Интригующая история с отделением бизнеса средств разработки (Integrated Development Environment, IDE) корпорации Borland, начавшаяся в феврале 2005 г., все же завершилась. В начале лета подразделение CodeGear было продано фирме Embarcadero Technologies. В июле в Москве побывал Людовик Невью, директор Embarсadero по региону EMEA, который хорошо знаком с ситуацией в нашей стране: до своего назначения на эту должность в январе нынешнего года он руководил европейским бизнесом CodeGear. В московском офисе Embarсadero, перешедшем в ведение компании вместе с CodeGear, с Людовиком Невью встретился обозреватель PC Week/RE Андрей Колесов.

PC Week: Продукты CodeGear хорошо известны в нашей стране уже давно и пользуются большой популярностью. А вот о компании Embarсadero мы пока знаем совсем не много…

Людовик Невью: Мы работаем на рынке уже 15 лет: Embarcadero была основана в Сан-Франциско в 1993 г. *, и, что важно отметить, с тех пор она всегда работала с прибылью. В 2000 г. Embarcadero вышла на IPO и стала публичной компанией. Но прошлым летом ее купил за 200 млн. долл. фонд Thoma Cressey Bravo, и Embarcadero опять стала частной компанией. Надо сказать, что Thoma Cressey Bravo — это не просто инвестор. Фактически это один из крупнейших мировых ИТ-холдингов, в котором работает в общей сложности около 7000 человек. Объем продаж у него составляет примерно 2 млрд. долл. и растет в среднем на 20% ежегодно, а число клиентов холдинга перевалило за 90 тыс. Но фонд использует принципиально иную модель, нежели известные всем гигантские ИТ-корпорации. Он делает ставку на эффективный бизнес относительно небольших частных ИТ-компаний. На сегодняшний день Thoma Cressey Bravo владеет многими такими компаниями, но их точное число не раскрывается.

С момента основания Embarcadero специализировалась на инструментах проектирования, разработки приложений и управления для ведущих СУБД-платформ. Начинала она 15 лет назад с Sybase, а сейчас мы работаем также с Oracle, Microsoft SQL Server, IBM DB2 и MySQL. Опираясь на мнения независимых экспертов, мы считаем себя ведущим поставщиком средств поддержки жизненного цикла баз данных. Типичными клиентами Embarcadero являются крупные компании, в частности 97% из списка Global 2000 и 90% из Fortune 100 — это наши пользователи. У нас очень сильные позиции в финансовом сегменте, телекоммуникационной отрасли, производстве — везде, где компании имеют дело с мощной гетерогенной инфраструктурой баз данных.

PC Week: Почему руководство Embarcadero, а точнее фонда Embarcadero, решило приобрести CodeGear? Что сегодня представляет собой объединенная компания?

Л. Н.: Представители нашего инвестора, фонда Thoma Cressey Bravo, неоднократно говорили о желании расширить свое присутствие на рынке средств разработки, и приобретение компании CodeGear — удачный шаг в этом направлении. Во-первых, у нее практически такие же бизнес-философия и бизнес-модель, нацеленные на поддержку кроссплатформенных инструментов. Во-вторых, линейка ее продуктов почти не пересекается с нашей и при этом очень удачно дополняет ее. И наконец, географический аспект: Embarcadero была традиционно сконцентрирована на рынке США (на него приходится 75% наших продаж) и Великобритании (12%), а вклад других стран в оборот компании совсем невелик.

По объему продаж CodeGear примерно равна Embarcadero, но у нее на Соединенные Штаты приходится 40% поставок, а на остальной мир — 60%. CodeGear более широко представлена в разных странах, у нее сеть разветвленная партнерская сеть, которой не было у Embarcadero. Таким образом, после приобретения CodeGear компания практически удвоила свой бизнес: ее общий годовой доход составляет примерно 100 млн. долл., а штат сотрудников по всему миру — более 500 человек. Географическое же представительство Embarcadero (помимо США) теперь расширилось с четырёх до 29 стран.

С продуктовой точки зрения мы теперь радикально увеличили число своих технологических предложений, объединив линейки инструментов для разработки классических и БД-ориентированных приложений, которые теперь будут продвигаться на рынке соответственно под торговыми марками CodeGear и DatabaseGear. Кроме того, у нас есть средства TeamGear для управления командной разработкой крупных программных проектов.

По нашим оценкам, объединение линеек средств разработки приложений и инструментов работы с базами данных может дать синергетический эффект и в перспективе увеличить поставки в пять-шесть раз. Важной предпосылкой к этому является также то, что мы в нашем объединенном наборе средств покрываем не только все основные платформы, но полный жизненный цикл программ, от проектирования до исполнения приложений. Сегодня мы вправе считать себя самым крупным независимым поставщиком средств разработки, и с этим согласны практические все аналитики, которые высказали свои комментарии по поводу объединения Embarcadero с CodeGear.

PC Week: Но ведь рынок средств разработки переживает непростые времена в последние годы, мы наблюдаем здесь разительные перемены, характеризуемые многими экспертами как “исчезновение рынка IDE”. И пример Borland, которая много лет была ведущим поставщиком инструментов программирования, демонстрирует это. На чем же основан оптимизм руководства Embarcadero?

Л. H.: Я не хотел бы комментировать действия Borland. Что же касается непростых времен для разработчиков инструментов, тот тут вы совершенно правы. Эксперты еще несколько лет назад точно подметили, что инструменты разработки стали превращаться из автономных продуктов в дополнение (часто бесплатное) к программным платформам, соответственно тут доминируют мегавендоры. И вроде бы в этой ситуации для независимых поставщиков просто не остается места. Но все же мы уверены в своем будущем. Дело в том, что мы живем в гетерогенном мире и заказчикам нужно одно окно доступа к различным применяемым у него СУБД. Продукты Embarcadero дают ему эту возможность. На ИТ-рынке нет навечно закрепленных лидеров, ситуация меняется весьма динамично. Например, можно наблюдать растущий интерес заказчиков к MySQL. Но кто поможет им перейти на эту систему с других СУБД, например с Oracle? А у нас есть необходимые для этого средства.

Что же касается глобальных тенденций рынка и, в частности, активизации платформенных поставщиков в сегменте средств разработки, то нужно сказать, что развитие, как вы знаете, обычно идет не линейно, а волнообразно или по спирали. Некоторые аналитики уже сейчас говорят, что волна “моноплатформенности” (всё от одного поставщика) скоро спадет и заказчики поймут выгоды от платформенно-независимых, гибких инструментов. Посмотрите: набирающая силу сервисно-ориентированная архитектура отлично демонстрирует именно эту тенденцию. Это понимают и мегавендоры. Например, Oracle, у которой есть свои традиционные средства разработки, но заточенные под ее СУБД, покупает компанию BEA, фактически являющуюся поставщиком инструментов создания приложений. Мы видим также растущее количество стартап-проектов, в том числе в сфере онлайновых бизнес-сервисов, которым тоже нужны наши средства.

PC Week: Тем не менее борьба на рынке средств разработки идет очень серьезная. Ваша компания оказывается как бы в тисках между поставщиками платформ и сообществом Open Source. Кого вы считаете главным своим конкурентом?

Л. Н.: Конечно, главные наши соперники — это мегавендоры. Но с ними нас связывают давнишние отношения в стиле coopetition — сотрудничество + конкуренция. Мы должны взаимодействовать с ними, так как работаем с их платформами. Но и они нуждаются в нас, поскольку понимают, что мир является гетерогенным и наши средства нужны для продвижения их же технологий.

Что касается Open Source, то тут острого противостояния нет. Мы ориентируемся на корпоративный рынок, а ему нужны профессиональные средства с гарантией поддержки и перспектив развития со стороны поставщика. Мы активно сотрудничаем с сообществом Open Source, являясь его членом, и широко используем базовые технологии Open Source, создавая на их основе профессиональные инструменты

PC Week: Слияние компаний, особенно равновеликих, сопровождается обычно весьма болезненными процессами объединения организационных структур и продуктовых линеек. Насколько сложно и долго это будет проходить в вашем случае?

Л. Н.: Я уверен, что у нас всё будет значительно проще: Embarcadero и CodeGear пересекались между собой в минимальной степени и в организационном плане, и в технологическом. Мы намерены шире продвигать средства управления базами данных в различных странах мира, используя партнерскую сеть CodeGear. Линейки продуктов пока продолжат развитие независимо друг от друга. Уже в конце августа будут сделаны важные объявления о выпуске новых инструментов. Всего до конца года планируется представить не менее десятка новых релизов нашего ПО. Мы также намерены начать освоение сегмента онлайновых сервисов для разработчиков.

Будет проходить эволюционная интеграция всех наших продуктов в единое семейство. Вы знаете, что сейчас одним из главных направлений развития разработки ПО является модель приложений, управляемых данными (data-driven). Объединение средств Embarcadero и CodeGear позволит нам претендовать на лидирующие позиции в этой области.

PC Week: Как вам видятся возможности развития бизнеса в нашей стране?

Л. H.: Инструменты CodeGear давно представлены в России и очень популярны здесь, тут есть большое сообщество их приверженцев и значительная партнерская сеть. Язык Pascal, а значит, и Delphi не просто широко распространен в системе высшей и средней школы, но и входит в национальные образовательные стандарты. В прошлом году было достигнуто соглашение между CodeGear и российским министерством образования по поставке средств разработки во все школы вашей страны.

В настоящее время в офисе нашей компании работают два штатных сотрудника, есть партнеры по линии CodeGear. Кроме того, к нам перешел центр разработки Borland в Санкт-Петербурге, который мы намерены расширять в будущем. Embarcadero же сама ранее была представлена в России только двумя партнерами — SoftBCom и Softline.

В последние два года CodeGear просто не имела возможности инвестировать средства в свое развитие, в том числе и в России. Но сейчас ситуация изменится. Мы очень заинтересованы в расширении своего присутствия в вашей стране, потому что это довольно большой и по-прежнему быстро растущий рынок. Я уверен, что вы сами сможете увидеть усиление нашей маркетинговой и PR-активности, увеличение числа семинаров, расширение контактов с конечными пользователями. Будут продолжены локализация (во всяком случае в плане перевода документации) продуктов, поддержка русскоязычного Web-сайта, взаимодействие с сообществом разработчиков. Мне кажется, что реальные результаты нашего объединения в России станут видны гораздо быстрее, чем в мире в целом.

PC Week: Спасибо за беседу.

* По одной из версий, компания получила имя от названия улицы, где находится ее первый офис: Embarcadero — известная набережная в центре Сан-Франциско. — Прим. ред.