Аналитические компании, регулярно выпускающие отчеты о рынке мобильных терминалов, в очередной раз представили результаты своих исследований. Так, компании ABI Research и Strategy Analytics практически одновременно представили свое видение рынка мобильных терминалов в мировом масштабе. В целом в текущем году будет продано порядка 1,3 млрд. мобильных устройств (см. табл. 1), что на 13% превышает показатель прошлого года. Отметим, что в эту цифру входят и дешевые модели с минимумом функций, созданные исключительно для голосового общения. Хотя продажи таких трубок на развивающихся рынках не дают существенной доли выручки компаниям-производителям, вендоры отлично понимают, что недорогие телефоны позволяют привлекать огромное количество новых пользователей, а это очень важно.

По итогам II квартала, по мнению ABI Research, было продано около 301 млн. мобильных телефонов (в Strategy Analytics за тот же период насчитали чуть больше 297 млн.). Что же касается рыночных долей и рейтинга производителей, то тут мнения аналитиков совпали (см. табл/ 2). Первое место, как и годом ранее, уверенно держит Nokia, сумевшая реализовать во всем мире 122 млн. телефонов, тогда как годом ранее ей удалось продать “всего” 100,8 млн. В результате доля Nokia на мировом рынке увеличилась до 41,1% (в прошлом году она составляла 38,9%). Ахиллесова пята компании — снижение доли “умных” терминалов и сильное увлечение устройствами низшей ценовой группы, что, конечно, дает прирост в абсолютном числе реализованных трубок, но отражается на темпах роста доходов.

Второе место у компании Samsung, доля которой увеличилась на один пункт (до 15,4% с прошлогодних 14,4). Основное ударное оружие компании — терминалы с поддержкой HSUPA (high-speed uplink packet access) для сетей третьего поколения, хорошо воспринятое пользователями США и Европы, где подобные сети уже инсталлированы, а также брендированные терминалы с символикой Олимпийский игр, проходящих в Китае. Определился в линейке Samsung и будущий лидер продаж для корпоративных пользователей — терминал SGH-i900 Omnia, анонсированный в июле.

На почетном третьем месте компания Motorola. Несмотря на то что доля компании на рынке снизилась с 13,7% в прошлом году до 9,5, объем продаж производителя мобильных терминалов упал не так катастрофично и место в тройке лидеров она сохранила. Даже учитывая то, что компания будет разделена на две части, ее телефонный бизнес стабилен — основной успех принесла линейка терминалов MOTO Q, в частности модель Q9c. Эти смартфоны работают под управлением Windows Mobile и их основные продажи были осуществлены не через торговые сети по продаже цифровой техники, а через собственные магазины операторов связи — Alltel, Sprint, U.S. Cellular и Verizon по предоплатной модели с контрактом на полтора-два года.

На четвертом месте, реализовав 27,7 млн. терминалов, оказалась компания LG Electronics, чья доля на рынке выросла с 7,4% в 2007 году до 9,3 — именно эту компанию можно считать самой быстрорастущей в пятерке лидеров.

Компания Sony Ericsson, как и раньше, оказалась только на пятом месте. Она контролирует 8,2% рынка, хотя годом ранее этот показатель доходил до 9,6%. Изменение в целом незначительное и вряд ли компанию в ближайшем будущем может ожидать серьезное падение вниз. Отметим, что вполне хорошие перспективы имеет её коммуникатор Xperia X1 под управлением Windows Mobile, представленный в феврале. Это хороший слайдер для бизнес-пользователей, разработанный и выпускаемый по OEM-соглашению с Sony Ericsson компанией HTC.

Все остальные, вместе взятые фирмы, реализовали за II квартал 48,7 млн. мобильных трубок всех возможных стандартов и расцветок. При этом их совокупная доля составила 16,4%. Очень нестабильной остается рыночная доля компании Apple, практически незаметная на общем фоне, а значимая только при подсчете “умных” мобильных терминалов (правда, пока свежих данных об этом специфическом сегменте аналитики не представили). Интересно, что пока продажи Apple нестабильны — после пиковых 0,7% по итогам IV квартала прошлого года, когда рост продаж обеспечивался рождественскими и новогодними праздниками, она составляет всего 0,2%, что, впрочем, хорошо для компании, которая продает на рынке всего одну модель сотового терминала. Возможно, ситуация изменится к лучшему с ростом продаж iPhone 3G, во всяком случае Strategy Analytics с учетом того, что эти устройства начали продавать в ряде стран Европы без “привязки” к оператору связи, предсказывает, что с новой моделью объем продаж Apple в следующем квартале достигнет 3,5 млн. терминалов (это соответствует рыночной доле порядка 1,1%).

Таблица 1. Объемы продаж мобильных терминалов (в млн. шт.)
Производители Q2 '07 2007 Q1 '08 Q2 '08
Nokia 100,8 437,1 115,5 122,0
Samsung 37,4 161,1 46,3 45,7
Motorola 35,5 159,0 27,4 28,1
LG Electronics 19,1 80,5 24,4 27,7
Sony Ericsson 24,9 103,4 22,3 24,4
Остальные 41,3 181,5 46,5 48,7
Всего 259,0 1122,6 282,4 296,6
Источник: Strategy Analytics.

Таблица 2. Рыночные доли производителей мобильных терминалов (в %)
Производители Q2 '07 2007 Q1 '08 Q2 '08
Nokia 38.9 38.9 40.9 41.1
Samsung 14.4 14.4 16.4 15.4
Motorola 13.7 14.2 9.7 9.5
LG Electronics 7.4 7.2 8.6 9.3
Sony Ericsson 9.6 9.2 7.9 8.2
Остальные 15.9 16.2 16.5 16.4
Всего 100.0 100.0 100.0 100.0
Прирост по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года 11.5 12.0 14.3 14.5