Развивать новые скоростные беспроводные сети без дополнительных сервисов не удавалось еще ни одному оператору мобильной связи в мире. Именно поэтому кроме “чистого” доступа в Интернет провайдеры сотовой связи активно стимулируют использование абонентами дополнительных услуг, которые могут повысить “индекс инноваций”. Одним из таких популярных сервисов (наряду с социальными сетями, пользовательским контентом, интернет-пейджерами и видеозвонками), по мнению ABI Research, является LBS Location-Based Services,, который по своему функционалу напоминает GPS, но реализован на иных принципах. В системах LBS для определения местоположения активного терминала используются преимущественно ресурсы беспроводных сетей. Для этого обычно не требуется дополнительное оборудование, поскольку LBS — это программное решение, поддерживаемое как современными, так и старыми моделями сотовых телефонов. Однако для внедрения новых технологий позиционирования по трем базовым станциям сети (при этом могут быть использованы три основные параметра радиосигналов: их амплитуда в месте приема, направление прихода и время задержки при распространении) требуется изменение ПО клиентской части.

В настоящий момент, судя по данным ABI Research, количество пользователей из Северной Америки, эксплуатирующих LBS, составляет 81% от всех клиентов подобных сервисов в мире, но к 2013 г. их доля снизится до 32%. В то же время в Восточной и Западной Европе этот показатель подскочит с 5 до 31% — это будет связано с активным ростом числа абонентов сетей 3G, к услугам которых, несмотря на их значительную распространенность, пока обратилось не более половины абонентов тех или иных сетей сотовой связи.

Увеличится и доля абонентов сетей сотовой связи Азиатско-Тихоокеанского региона — с 11 до 27%. В данном случае это будет связано с интересными прикладными сервисами, использующими LBS для передачи “сырых” данных. К примеру, в Японии значительную популярность набрала услуга Otedai, реализующая функции интернет-биржи труда для временных сотрудников. Работодатели размещают на ресурсе Otedai свои заявки, а потенциальные сотрудники, пройдя регистрацию с помощью мобильного терминала, получают возможность выбрать из списка те виды работ, которые они могут выполнять (обязанности курьера, няни, дизайнера, уборщика помещений, грузчика и т. д.). В системе предусмотрена возможность включить оповещение о поступлении новых предложений по SMS или e-mail. Безусловно, подобных интернет-сайтов и коммьюнити в Сети множество, но в этом случае все функционирует с привязкой к системе местоположения работодателя и соискателей. В большом мегаполисе время, затрачиваемое на дорогу к месту службы, может достигать нескольких часов, поэтому очень важно привлечь человека, который ближе всех находится к офису. За полгода в этом сервисе в Японии зарегистрировались 100 тыс. потенциальных работников и 1 тыс. заказчиков временных трудовых контрактов. И для тех, и для других регистрация бесплатна. Поскольку оплата за труд производится путем зачисления средств на мобильный телефон (с которого, как с пластиковой карты можно осуществить множество платежей за вполне реальные товары и услуги), с этой суммы берутся комиссионные.

Еще один интересный рынок, отмечают аналитики, — это специальные проекты. К примеру, услуги определения местонахождения абонента оказываются очень полезными при поиске пострадавших или обратившихся в службу спасения. В случае коммерческого применения технологий позиционирования решается более широкий круг задач, связанных, например, с ориентированием на незнакомой местности. Чаще всего информация предоставляется абоненту в виде точки или маршрута движения на фрагменте географической карты. Кроме того, многие операторы США, Европы и России активно используют сервисы на базе LBS-технологий для контроля за детьми.

Отметим, что, по (данным Gartner ), число пользователей LBS-услуг увеличится с 16 млн. в 2007-м до 43,2 млн. в 2008 г., а объем рынка таких услуг вырастет с 485,1 млн. до 1,3 млрд. долл. В долгосрочной перспективе (к 2011 г.) число пользователей, как ожидается, увеличится до 300 млн., а объем рынка — до 8 млрд. долл.