Профессиональные стандарты в области информационных технологий, разработанные в прошлом году Ассоциацией предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ), прошли процедуру утверждения в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП). Теперь, чтобы связанные с этими стандартами ожидания ИТ-отрасли оправдались в полной мере, им остается найти отражение в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), которые Минобрнауки должно принять до 2010 г.

Напомним, что профстандарты в области ИТ — это так называемые нормативные документы рекомендательного характера, которые содержат описание должностных обязанностей и профессиональных компетенций ИТ-специалистов, а также отражают минимально необходимые требования к профессии с точки зрения ИТ-работодателей.

Разработка этих документов осуществлялась при поддержке таких компаний, как “1С”, “АйТи”, Verysell, IBM, IBS, Intel, “Лаборатория Касперского”, Microsoft, “Прогноз”, R-Style, “Техносерв А/С”, “Яндекс”. Всего же в работе приняло участие в качестве экспертов и респондентов около 300 экспертов из различных сфер информационных технологий. В результате их усилий были рассмотрены девять наиболее массовых и востребованных специальностей: программист, системный архитектор, специалист по информационным системам, системный аналитик, специалист по системному администрированию, менеджер информационных технологий, менеджер по продажам решений и сложных технических систем, специалист по информационным ресурсам, администратор баз данных.

Основной причиной, побудившей авторов проекта четко сформулировать отчасти очевидные казалось бы вещи, стало стремление повлиять на сложившуюся у нас государственную систему образования и сделать тем самым большой шаг на пути решения остро стоящей проблемы нехватки кадров в сфере ИТ (по экспертным оценкам, в 2007 г. отрасли не доставало около 190 тыс. квалифицированных работников).

В настоящий момент существует явное несоответствие между теми знаниями, которые вузы готовы дать своим студентам, и навыками, которые в реальности требуются молодым специалистам, чтобы квалифицированно справляться со своими обязанностями при работе в ИТ-компаниях. Проще говоря, система отечественного образования отстала от современной жизни, а в официальном перечне профессий, по которым сегодня выдаются дипломы, большей части ИТ-специальностей просто нет.

Теперь ситуация должна, наконец, измениться. Несмотря на то, что АП КИТ — это негосударственное профессиональное объединение, его деятельность по разработке профстандартов изначально была согласована с Минобрнауки и бывшим Мининформсвязи. Когда нормативные документы были готовы, бывший в то время министром образования и науки России Андрей Фурсенко пообещал, что без их учета не будет принят ни один из внедряемых новых стандартов образования.

Правда, на тот момент страна пребывала в ожидании выборов нового президента и последующего переназначения кабинета министров. И если бы в мае ключевые посты в Минобрнауке заняла другая команда, поручиться за то, что к 2010 г. во ФГОС будут учтены интересы ИТ-индустрии, вряд ли бы кто-нибудь взялся. Впрочем, эти опасения оказались напрасными.

По стечению обстоятельств первый официальный контакт Минобрнауки и АП КИТ состоялся буквально на следующий день после утверждения состава нового правительства — 6-ю открытую всероссийскую конференцию “Преподавание информационных технологий в Российской Федерации”, проводимую ассоциацией в Нижнем Новгороде, посетил заместитель министра образования и науки Исаак Калина. В выступлении, предваряющем закрытие форума, он подтвердил позицию своего ведомства в отношении разработанных профстандартов и констатировал: несмотря на то, что взаимоотношения Минобрнауки с АП КИТ никогда не отличались особой гладкостью, к мнению профессионального сообщества министерство однозначно прислушивается и открыто для дискуссий.

Это весьма важное замечание позволяет надеяться, что без внимания не останутся и другие инициативы АП КИТ, также призванные решить проблему нехватки кадров в отрасли (задача это комплексная и даже в сфере образования одних только стандартов отнюдь не достаточно). Так, в итоговой резолюции вышеупомянутой нижегородской конференции специально для Минобрнауки были сформулированы следующие рекомендации: продолжить работу по дальнейшему увеличению числа вузовских бюджетных мест в области ИТ; определить структуру и содержание профильного обучения старшеклассников по информационно-технологическому профилю; включить ИТ в список поддерживаемых направлений федеральной целевой программы “Научные и научно-педагогические кадры инновационной России” на 2009—2013 гг.; шире привлекать ИТ-индустрию к определению приоритетных направлений инновационных исследований в рамках вышеупомянутой программы; поддержать прогнозирование потребности экономики в выпускниках системы профобразования на период до 2020 г. в области ИТ; поддержать внедрение обучающих сервисов, курсов и программ ведущих ИТ-компаний и учреждений дополнительной подготовки и переподготовки специалистов в вузах и ссузах; поддержать развитие дистанционных технологий обучения, начиная от формирования единого и четкого понимания, что представляет собой дистанционный компонент в образовательном процессе, до целевой поддержки инициатив по внедрению подобных технологий в учебных заведениях; рассмотреть возможность введения ученых степеней кандидатов и докторов наук в области ИТ.

Итак, у профессионального сообщества есть идеи и предложения, а власть выражает готовность их рассматривать. Остается ждать конкретных результатов.