Приезд в страну первого лица крупной ИТ-компании всегда привлекает к себе особое внимание со стороны представителей отрасли. Однако далеко не всегда организуемые в таких случаях встречи с прессой оказываются информативными. Президенту компании Acer Джанфранко Лянчи, очередной раз посетившему Москву в конце мая, было, о чем рассказать (см. PC Week/RE №19/2008). Во время визита он также встретился с первым заместителем главного редактора PC Week/RE Игорем Лапинским и ответил на его вопросы.

PC Week: Судя по оценкам, которые прозвучали в вашем докладе на пресс-конференции, в целом тенденции на рынке ПК за год не претерпели существенных изменений. А как изменилась конкурентная ситуация?

Д. Л.: Да, тенденции в основном сохранились. Продажи десктопов практически не растут, зато сегмент мобильных ПК продолжает развиваться. И как раз в этом сегменте мы в прошлом году вышли на второе место в мире. Наши ближайшие конкуренты HP и Dell имеют сильные позиции на рынке ПК, но эти позиции обусловлены главным образом значительными продажами настольных компьютеров корпоративным заказчикам. Между тем корпоративный сегмент сейчас растет существенно медленнее, чем потребительский и СМБ, на которые сфокусирована Acer. Можно сказать, что Dell сейчас слабо представлена в потребительском сегменте, HP несколько лучше, но мы не видим каких-либо серьезных шагов со стороны этой компании, которые позволили бы ей увеличить здесь свою долю. Поэтому в настоящее время нам удается демонстрировать более высокую динамику, и мы надеемся, что через два-три года мы станем крупнейшим поставщиком ноутбуков.

PC Week: Но сегмент ноутбуков — это меньше половины всего рынка ПК. Рассчитываете ли вы переместиться на более высокое место на рынке в целом?

Д. Л.: Это не так уж важно для нас. По прогнозам аналитиков, на которые мы опираемся, к 2011 г. доля ноутбуков в общем объеме рынка ПК составит 60—65%, и, если мы будем в этом сегменте первыми, то это вполне нас устроит.

PC Week: Вы заявили, что сохранение рентабельности остается главной проблемой для международных производителей ПК и для ее решения необходимо обеспечить непрерывный рост компании. В чем вы видите основные возможности расширения бизнеса Acer?

Д. Л.: С точки зрения продуктов, это, конечно, различного рода мобильные устройства. Под ними мы понимаем ноутбуки и интернет-устройства, а в будущем, когда рынок будет готов для этого, и ультрамобильные компьютеры. С точки зрения региональной у нас хорошие возможности для роста на развивающихся рынках: в Латинской Америке, на Среднем Востоке, в Африке и Восточной Европе. Во многих странах, относящихся к этим регионам, у нас достаточно сильные позиции, и мы можем наращивать там свое присутствие.

PC Week: Вы не упомянули Китай, а этот рынок сегодня не может игнорировать ни один крупный производитель. Между тем доля этой страны в бизнесе Acer сегодня существенно меньше, чем, скажем, США, и позиции Acer в Китае существенно слабее, чем в других регионах. Чем это обусловлено?

Д. Л.: В Китае на рынке ноутбуков мы сейчас занимаем пятое место, так что наши позиции там не такие уж слабые. А в I квартале объем нашего бизнеса в этой стране практически удвоился по сравнению с тем, что мы имели в I квартале 2007-го. Но рынок Китая заметно отличается от других. Здесь очень сильны локальные производители. Одна только Lenovo контролирует 30% рынка. Ни в одной другой стране такого нет. Но Китай, безусловно, важен для нас, и в нынешнем году мы рассчитываем добиться здесь двукратного роста объема нашего бизнеса.

PC Week: Совсем недавно к Acer были присоединены Gateway и Packard Bell. Опыт других подобных сделок свидетельствует о том, что процесс слияния компаний зачастую проходит очень не просто. А что показал ваш опыт?

Д. Л.: Наш случай несколько отличается от тех, что имели место в прошлом, когда сливались в общем-то равноценные компании. По сравнению с Gateway, имевшей годовой оборот порядка 3 млрд. долл., и Packard Bell с 1,5 млрд. долл. Acer существенно более крупная компания (13—14 млрд. долл.). Поэтому у нас в принципе не было многих проблем, которые сопутствуют объединению компаний равного масштаба. Конечно, не обошлось без определенных сложностей и у нас, но сегодня интеграция с Gateway уже практически завершена, и я могу констатировать, что в целом процесс прошел достаточно гладко. Фактически нам осталось объединить наши информационные системы, и, я думаю, к концу III квартала мы с этим справимся.

PC Week: Предполагается ли реорганизация управленческой структуры и каналов продаж объединенной Acer?

Д. Л.: Вместе с приобретенными фирмами в состав Acer влился и их управленческий персонал, и мы, безусловно, постараемся максимально использовать опыт этих людей, но система управления компанией в целом и каналами продаж останется прежней. Gateway, как вы, наверное, знаете, работала и на корпоративном рынке, где использовала модель прямых продаж, но эту часть бизнеса мы продали, так что и в дальнейшем будем ориентироваться исключительно на продажи через партнеров.

PC Week: Вы фокусируетесь прежде всего на потребительском сегменте рынка и СМБ. Но Acer никогда не отрекалась и от корпоративного сегмента, тем более, что для него были созданы специальные продукты. Каковы ваши планы в этом направлении?

Д. Л.: Общая стратегия компании направлена на то, чтобы сначала прочно обосноваться на потребительском рынке, а затем постепенно осваивать и корпоративный. Могу сказать, что в ряде стран Западной Европы и Азии мы уже сегодня довольно неплохо представлены в корпоративном сегменте. Как правило, в этих странах наши позиции на рынке ПК очень сильны, и потому там мы имели возможность сделать следующий шаг в развитии бизнеса. В других странах нам еще предстоит пройти этот путь.

PC Week: Acer стала мультибрендовой компанией. Какие вы видите в этом конкурентные преимущества перед монобрендовыми производителями?

Д. Л.: Прежде всего, благодаря обладанию несколькими брендами мы можем более точно и эффективно адресовать наши продукты различным категориям покупателей. То же самое сейчас наблюдается, например, на автомобильном рынке, в каждом сегменте которого наиболее популярными оказываются вполне определенные бренды. Дело в том, что с превращением компьютера в продукт массового спроса мы столкнулись с тем, что рынок стал очень сегментированным с точки зрения предпочтений тех или иных групп потребителей. Состоятельный покупатель, которому важно подчеркнуть свой имидж, и студент, которому нужно недорогое решение, вряд ли станут ориентироваться на одну и ту же торговую марку точно так же, как обладатель Audi вряд ли заинтересуется Volkswagen Golf. Поэтому мы и говорим о необходимости персонификации бренда. Это имеет важное значение для потребителя. И я думаю, что той же корпорации Dell, обладающей лишь одним брендом, будет очень непросто продвигать свои продукты на потребительском рынке.

PC Week: Но поддержка и развитие нескольких брендов одновременно обходится не дешево.

Д. Л.: Да, это связано с дополнительными расходами. Но в настоящее время у Acer очень хорошее финансовое положение и мы можем себе это позволить. А в дальнейшем такие затраты, я уверен, себя окупят.

PC Week: Приобретение E-Ten свидетельствует о том, что в отношении рынка карманных мобильных устройств у вас серьезные намерения. Какие задачи вы ставите перед собой в этом сегменте на ближайшую перспективу?

Д. Л.: Мы уже были представлены на рынке КПК, но поскольку в этих устройствах не были развиты коммуникационные функции, этот рынок так и не вышел на значительные объемы. Теперь, после интеграции в карманные устройства технологий связи, таких как Wi-Fi, WiMAX и 3G, ситуация изменилась, и уже ясно, что в будущем по своему объему этот рынок будет сопоставим с компьютерным. На настоящий момент наши планы развития данного направления бизнеса предполагают, что к 2011 г. он обеспечит 10% суммарного оборота компании.

PC Week: Компания Asustek недавно начала поставлять в Россию ультрамобильные компьютеры Eee PC, и мы видим большой интерес со стороны наших читателей к продуктам такого класса. Acer будет представлена в данной категории?

Д. Л.: Мы очень внимательно следим за тем, что происходит в сегменте ультрамобильных ПК. Но пока рынок таких устройств находится в зачаточном состоянии. Идет этап совершенствования технологий. На наш взгляд, взрывной рост здесь может произойти только после того, как удастся значительно снизить их энергопотребление (но не за счет потери производительности) и соответственно увеличить время автономной работы — оно должно быть не менее 4 ч. Мы уже работаем над созданием подобных продуктов.

PC Week: На прошлогодней европейской конференции Acer в Испании вы заявили, что распределение маржи между игроками, участвующими в цепочке производства компьютерных систем, на сегодняшний день складывается не очень-то справедливо. На ваш взгляд, эта ситуация может быть скорректирована при сохранении доминирующего положения Intel на рынке микропроцессоров и Microsoft на рынке ПО?

Д. Л.: Да, такая проблема существует. Цены на компьютерные компоненты и сами компьютеры постоянно снижаются, и только цена операционной системы за последние два года даже выросла в силу того, что Microsoft не испытывает здесь серьезного конкурентного давления. Но я думаю, что ситуация будет выравниваться по мере дальнейшего перехода компьютерной техники в разряд товаров широкого потребления и соответствующего роста рынка. В конце концов может случиться так, что и покупатели не захотят платить 15—20% от стоимости изделия за операционную систему. Ведь не случайно сейчас растет интерес к Linux и уже сегодня Acer многие свои продукты выпускает с этой ОС.

PC Week: Спасибо за беседу.